Территория вокруг Финляндского вокзала преобразится

Автор фото: Intercolomnium

С запуском скоростного движения межу Петербургом и Хельсинки облик депрессивных территорий у Финляндского вокзала изменится. Цены на недвижимость возрастут.

Развитие станет особенно интенсивным, если туристы смогут находиться в Петербурге без визы 3 дня.Сейчас на это имеют право иностранцы, прибывающие на круизных судах и морских паромах. Туристическая отрасль шла к этому с 2004 по 2009 год, инициатором соответствующего закона были власти Петербурга. Турпоток из Финляндии за это время вырос на 40 %. С 12 декабря начнутся регулярные рейсы скоростного поезда Allegro между Петербургом и Хельсинки. Однако их пассажиры визовых "поблажек" лишены.
Преференции для морских пассажиров основаны на Международной конвенции 1965 года по обеспечению международного морского судоходства, поясняют в Комитете по стратегическим проектам и инвестициям пояснили. Практика международного авиа– и железнодорожного сообщения таких норм не содержит.
Решение о том, чтобы туристы, прибывающие в Петербург самолетом или поездом, могли находиться в городе без визы, рассматривается в контексте облегчения визового режима между Россией и Евросоюзом. И здесь все зависит от федеральных, а не от мест­ных властей. Экс­перты согласны, что визовый вопрос вкупе со стартом скоростного движения не просто ускорил бы развитие туристических и деловых связей между Россией и соседними странами, но мог бы изменить облик целых территорий, в первую очередь — зоны вокруг Финляндского вокзала. Если у иностранного туриста появится возможность задержаться в городе на 3 дня, это подстегнет спрос на гостиницы, бары и рестораны.
Согласно расчетам комитета по стратегическим инвестициям, каждый турист, приезжающий в Петербург, оставляет в городе 100 евро в сутки. Генеральное консульство Финляндии в Петербурге оценивает количество финских туристов, пересекающих границу, в 4 млн человек в год. С запуском скоростного сообщения это количество может увеличиться на 20 %. Таким образом, Петербург сможет дополнительно зарабатывать до 80 млн евро в год.
"К нам уже обратились несколько финских компаний с просьбой найти офисы рядом с Финляндским вокзалом. Они считают, что это оптимальное место дислокации после запуска Allegro", — рассказывает Николай Казанский, генеральный директор Colliers International СПб. Сейчас, по мнению эксперта, территория выглядит "довольно бледно", предложение по офисным площадям заметно меньше спроса, но есть потенциал для редевелопмента земель в сторону Чугунной ул. и дальнейшего освоения Свердловской наб. "Здесь будут умест­ны бизнес–центры классов А и Б, трех–четырехзвездочные гостиницы, а также мотели и даже хостелы, но наиболь­ший спрос все–таки будет со стороны бизнес–туристов", — считает Николай Казанский.
"С началом безвизового въезда в Россию туристический поток, безусловно, увеличится. Но развивать инфраструктуру в районе Финляндского вокзала в расчете только на это вряд ли целесообразно", — считает Сергей Федоров, генеральный директор Praktis Consulting & Brokerage. Большинство туристов, по его мнению, по–прежнему будет приезжать в Петербург на автомобиле.
"Финны не классические туристы, которым интересны "красоты". Они любят рестораны и кабаки. Финляндия — скучнейшая страна с жесткими ограничениями по продаже алкоголя, суровым трудовым законодательством. Развлекательные заведения рано закрываются. В этом смысле Петербург для финна по соотношению цена / разнообразие заведений / время торговли алкоголем — просто Мекка. Однако район у Финляндского вокзала достаточно проблемный с точки зрения туристического потенциала", — говорит Сергей Федоров. Туристы все равно стремятся в исторический центр, и в этом смысле заходы круизных судов в Неву более интересны.
В развитии местности во­круг Финляндского вокзала девелоперы ограничены как уже существующими невыразительными зданиями, так и неразвитостью транспортной инфраструктуры. Оценивая перспективы проектов в этом районе, аналитики говорят, что привлекательность участка снижает наличие промышленных предприятий, которые необходимо выводить из города ("Силовые Машины", "Арсенал", завод им. Карла Либкнехта), а также близость к СИЗО Кресты. В совокупности заводы и следственный изолятор занимают площадь более 50 га.
Однако эти объекты расположены вдоль Арсенальной и Свердловской наб. Зона, непосредственно примыкающая к железнодорожным путям, занята хозяйственными стро­ениями РЖД и "Почты России" и сейчас напоминает кадры из социально значимых фильмов о жизни городской бедноты.
В ноябре 2009 года ОАО "Российские железные дороги" и NAI Becar объявили о планах по совместной реконструкции как самого вокзала, так и территорий вокруг него. Проект предполагается реализовать в три этапа: ремонт железнодорожных платформ, косметические работы в историческом здании вокзала, а также строительство офисной и торговой инфраструктуры на землях, освобожденных от железнодорожных путей (на территории 10 га должно появиться 350 тыс. м2 деловой недвижимости).
"В 2012 году начнется реализация самого масштабного этапа работы: строительство паркинга и автобусного вокзала для пригородного и для междугороднего автобусного сообщения. Рассматривается возможность строительства гостиницы и офисного центра", — говорит президент NAI Becar Александр Шарапов. Он рассчитывает на ежегодный рост цен аренды и продажи недвижимости здесь в пределах 10 %.
В рамках проекта реконструкции архитектурно–строительное бюро Intrecolomnium подготовило эскиз будущей застройки. Согласно эскизу, железнодорожные пути вместе с платформами перенесут на 100 м в сторону Минеральной ул.
Место существующих платформ займет торговый молл (он будет пристроен к историческому фасаду вокзала). Под ним будут сквозной автомобильный проезд и автовокзал, а под железнодорожными путями — паркинг. Территорию вдоль Михайловской ул. займут офисы, рассказал генеральный директор Intrecolomnium Евгений Подгорнов.
В ОАО "РЖД" эти оптимистичные планы комментируют осторожно: к декабрю 2011 года возведут навесы над пассажирской зоной и галереей. В здании, выходящем на Боткинскую ул., появятся торговые площади. Перенос железнодорожных путей и масштабное строительство в РЖД обсуждать отказались.
Две другие точки на карте города, которые смогут привлечь туристов, — проекты Пулково–3 и Морского пассажирского порта. По словам Сергея Федорова, инфраструктура здесь будет развиваться "и без туристов". Это масштабные проекты, которые в любом случае нужны городу.