Платежи за вредные выбросы возрастут

Автор фото: Кульгун Андрей

Минприроды разработало новые экологические требования к промышленности. Уже в 2016 году российские промышленные предприятия будут платить за вредные выбросы до 138 млрд. рублей. Эта сумма в девять раз превышает плату за вредное воздействие, установленную сегодня.

Согласно российскому законодательству, негативным воздействием на окружающую среду считаются выбросы в воздух, сбросы в воду, размещение отходов производства, шумовое и тепловое воздействия.

Нормативы вредного воздействия, нашедшие отражение в новом законопроекте, зависят от показателей наилучших доступных технологий (НДТ). С этой целью предполагается создание специальных справочников, содержащих информацию о технологических процессах, при которых наносится наименьший вред окружающей среде. Здесь также будет указано разрешенное воздействие на окружающую среду на единицу продукции при применении НДТ. При этом предприятия будут сами рассчитывать объем произведенных выбросов и при необходимости обращаться в контролирующие органы за разрешением на их превышение.

Газета "Ведомости" сообщает, что на сегодняшний день плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается на основе санитарно-эпидемиологических нормативов. При неспособности компании выполнять норматив, компетентные чиновники устанавливают ей индивидуальные лимиты сверх нормы. За выбросы по лимитам ставка платы возрастает в пять раз, а сверх лимитов - в 25 раз. Согласно новому проекту Минприроды с 2016 года индивидуальные лимиты будут отменены.

Стоит отметить, что в странах Европы справочники НДТ носят рекомендательный характер, и законодательство прямо запрещает навязывать технологии. Из проекта Минприроды ясно следует, что государство будет решать, какая технология подходит конкретному предприятию. Члены Российского Союза промышленников и предпринимателей считают это недопустимым. Кроме того, в "Гринпис" заявили, что угроза финансовых санкций стимулирует компании "прятать выбросы", ведь система экологического контроля в России почти отсутствует.