Пиво начали приравнивать к крепкому алкоголю

Автор фото: "ДП"

Госдума на прошлой неделе в первом чтении приняла поправки в закон, приравнивающие пиво и пивные напитки к алкоголю. Пивовары выступают резко против этого закона.

В среду, 3 ноября, Госдума одобрила поправки в закон о
госрегулировании производства и оборота алкоголя. Поправки предлагают назвать
пиво и пивные напитки алкоголем. Это значит, что на пиво будут действовать те же
ограничения, которые распространяются на крепкий алкоголь. Одна из поправок, в
частности, запрещает торговать пивом в киосках и павильонах. Также, если закон
будет принят, с 1 января 2011 года пивовары будут обязаны получать лицензию на
изготовление алкоголя.
Возможно, такие жесткие правила регулирования пивной отрасли
объясняются тем, что крупнейшие игроки на этом рынке - иностранные компании. Их
интересами государство может пренебречь.
Резко против этой законодательной инициативы выступает Союз российских пивоваров (СРП), представляющий интересы большинства российских пивоваренных компаний,
в частности "Балтики" (контролируется датской компанией Carlsberg) и Heineken (нидерландский
концерн).
По мнению представителей союза, законопроект направлен на
предоставление конкурентных преимуществ производителям крепкого алкоголя и
слабоалкогольных коктейлей. Так, в киосках и павильонах запретят продавать пиво
крепче 5%, однако алкогольные напитки крепостью до 15% на прилавках
останутся.
При этом новые правила вызовут очередной рост цен на пиво
(предыдущий был вызван увеличением акцизов), сказал "ДП" Вячеслав Мамонтов,
председатель исполнительного комитета СРП. Это может привести к снижению продаж
пива, что в свою очередь отразится на смежных отраслях - производстве стекла и
алюминия, например.
Нововведения положительно отразятся на бизнесе торговых
сетей, считают участники рынка. "Наши продажи пива увеличатся ровно на столько,
сколько пива исчезнет из киосков", - говорит Олег Рыбаков, управляющий
ТД "Интерторг" (сети "Семья" и "Идея").
Законопроект ударит по малому бизнесу, говорит Алексей Третьяков,
председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
Петербурга. "В ларьках совершают обычно комплексные покупки, - отмечает он. -
Значит, у предпринимателей отберут не только пиво, но и немного хлеба, немного
сока и так далее".
Заинтересованные стороны - малый бизнес, пивовары -
утверждают, что ограничение продажи пива приведет к росту потребления крепкого
алкоголя. С этим не согласны водочники. "Покупатели водки и пива - разные
аудитории", - говорит Вениамин Грабар, президент
ОАО "Промышленная группа "Ладога".
Пивовары, не входящие в СРП, тоже выступают против новой
инициативы депутатов. "За всеми этими законопроектами стоит лишь одно -
уничтожение пивной отрасли в угоду водочной", - заявил президент компании
"Очаково" Алексей Кочетов. Вероятно, столь резкое противодействие пивоваров
объясняется тем, что производители не хотят отказываться от своей маржи.
"Балтика", занимающая более половины пивного рынка
Петербурга, еще не обнародовала результаты работы за III квартал 2010 года.
Однако по итогам первого полугодия рентабельность продукции составила 32,8% (в
первом полугодии 2009 года - 34%), при этом выручка сократилась почти на 20%.
Одна из основных причин падения продаж, по информации компании, - рост акцизов
на пиво в текущем году.