Пять провалов партнерства государства и бизнесменов в Петербурге

Автор фото: "ДП"
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко

За 5 лет в Петербурге не был реализован ни один проект формате государственно-частного партнерства. Чиновникам выгоднее работать через госзаказ, когда бюджетные средства осваивают "правильные" компании.

С 2005 года в Петербурге было заявлено пять проектов в формате государственно–частного партнерства: Юго–Западная ТЭЦ, Западный скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель, "Надземный экспресс" и Пулково. Ни в одном из них до реального партнерства власти и бизнеса так и не дошло.
Начало строительства нового терминала аэропорта Пулково снова перенесено. Первую сваю планировали забить сначала в июне 2010 года, потом в сентябре, а потом — в октябре. Теперь, как сообщил представитель компании "Воздушные ворота Северной столицы" Андрей Федоров, церемония перенесена на ноябрь. В проекте стоимостью 50 млрд рублей не выбран даже генподрядчик.
Западный скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель и "Надземный экспресс" были заявлены раньше, но с точки зрения привлечения инвесторов находятся в еще более плачевном состоянии. На ЗСД, проект которого был презентован еще в 2006 году, по сей день строительство трассы ведется за счет бюджетов, из которых потрачено уже почти 100 млрд рублей.
В Орловском тоннеле, проект которого родился в 2007 году, концессионное соглашение с компанией Vinci было заключено лишь в 2010 году, и начать строительство власти надеются в 2011 году. "Надземный экспресс", заявленный в 2007 году, еще не дошел и до стадии инвестиционного конкурса.
Уважительные причины такой медлительности у каждого проекта находятся свои. Это и объективные (кризис), и частные (занятость премьер–министра Владимира Путина). Но все они сводятся к одному — проекты ГЧП так и не работают.
"Проблема в том, что нет законодательной базы, поддерживающей инвестора в деталях, — уверен советник губернатора Петербурга Сергей Бодрунов. — В Европе и бизнесмен, и чиновник находятся в рамках четкого правового поля. У нас же наоборот — законодательство приходится приводить в соответствие проектам по мере их продвижения. Иначе вопросы приходится решать неправовыми способами".
По мнению Кирилла Иванова, главы ассоциации "Дормост", виновата закостенелость системы госконтроля таких проектов: "На двоих работников приходится три контролера. И городским чиновникам, которые бы и рады выстраивать рыночные отношения с бизнесом, постоянно мешают другие чиновники".
Единственный проект ГЧП, получивший логическое завершение, — Юго–Западная ТЭЦ, строительство которой было затеяно группой "Синтез" в 2005 году: в апреле 2009 года инвестор отказался от партнерства с городскими властями и передал все 100% акций ТЭЦ в дар городу. Теперь этот объект достраивается по городскому заказу. Эксперты, да и сами инвесторы, не исключают, что та же судьба ждет и другие проекты, задуманные как ГЧП. Ведь инвестора, который вкладывает свои деньги в расчете на прибыль, трудно убедить в необходимости привлечь на подрядные работы правильную, с точки зрения чиновника, фирму.