"Деловой Петербург" проанализировал крупнейшие городские проекты и выяснил, что все они были упрощены в угоду экономии. Это все преподносится как менеджерские успехи чиновников.
Петербургские мегапроекты последнего десятилетия стоимостью
примерно 250 млрд рублей в ходе реализации подвергаются изменениям. Но, все они
ведут не к техническому совершенствованию, а к упрощению и удешевлению.
Расцвет большинства городских мегапроектов пришелся на время
управления городом Валентины
Матвиенко. Сюда пришли многомиллиардные инвестиции (в основном из
федерального бюджета). Однако жесткий контроль их расходования привел к
необходимости изобретения схем сокращения расходов.
Впервые распространенная сейчас схема экономии быа применена
на КАД в 2003-2004 годах. Один из подрядчиков выиграл конкурс на строительство
очередного участка, предложив 30%-ное снижение сметы. А затем (по согласованию с
заказчиком) сократил длину нескольких мостов над железнодорожными путями в
районе станции Обухово за счет земляных вставок. Из-за этого теперь возникает
проблема с проектированием высокоскоростной железнодорожной трассы в Москву.
Чтобы пропустить ее под КАД, возможно, придется замораживать грунт и строить
тоннель. Аналогичная экономия есть и на других участках КАД.
Читайте также:
Дерипаска уволил подрядчика стадиона для "Зенита"
"Упрощения проекта КАД уже привели к тому, что в районе
железнодорожной станции Обухово трасса расположена на 2 м ниже запланированного
уровня. Это будет мешать прокладке дорог к жилым районам за КАД" – говорит Кирилл Иванов, директор
ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Петербурга "Дормост".
Проект Западного скоростного диаметра едва не провалился
после того, как из-за кризиса не нашлось инвесторов, готовых строить дорогу по
концессии. Необходимые для продолжения строительства деньги гарантировал лично
премьер Владимир Путин. После этого не построить дорогу было невозможно. Вопрос
состоял в том, как именно построить. К примеру, первоначально ЗСД должен был
стать двухуровневым, но в ходе проведения конкурсов проект был упрощен до
обычной дороги на эстакаде. Прежний руководитель дирекции Борис Мурашов,
возглавляющий сейчас комитет по развитию транспортной инфраструктуры города, был
недоступен для комментариев.
Самым ярким примером упрощения технологических решений стал
отказ госзаказчиков от купола над второй сценой Мариинского театра,
спроектированного архитектором Домиником Перро. Он был признан слишком сложным,
и, хотя нового проекта театра до сих пор нет, уже понятно, что никаких
новаторских решений там не будет.
Нет нового проекта и на строящемся стадионе на Крестовском
острове. Его автор Кисо Куросава задумывал стадион как футуристический объект,
напоминающий НЛО. Теперь же стадион планируется более скромным сооружением.
Дорогие металлоконструкции заменены более дешевым железобетоном, а вместо
уникальной складывающейся крыши будут применены обычные сдвижные
конструкции.
"Из-за особенностей федерального закона №94 о
госзаказе зачастую выбирается слабый проектировщик, главное преимущество
которого в дешевизне работы", - говорит Олег Харченко, экс-главный архитектор
Петербурга. Такой проектировщик не будет настаивать на инновационных решениях,
которые позволят сэкономить на эксплуатации, но повысят расходы бюджета при
строительстве.
Строительство без согласованного проекта - распространенная
практика на крупных объектах. Еще одним из них стал новый аэропорт Пулково. Хотя
забивка свай на стройплощадке уже идет, ни генподрядчика, ни даже согласованного
проекта до сих пор нет.