Сколько жители Петербурга переплатили за телеканал Смольного

Автор фото: Итар-Тасс
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко

Смольный выделил на первые 2,5 месяца жизни своего телеканала "Санкт–Петербург" 60 млн рублей из городского бюджета. "Деловой Петербург" решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих властей.

В прошлые выходные Смольный запустил в эфир свой новый городской кабельный телеканал — "Санкт–Петербург", который создало ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (ГАТР). До конца года чиновники выделили на него из городского бюджета 60 млн рублей. Не сомневаясь в щедрости чиновников (при необходимости оказать дополнительную помощь телепроекту, вероятно, не откажется ни одна из структур Смольного), "Деловой Петербург" решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих властей.
Итак, с 1 сентября по 31 декабря 2010 года создатели телеканала "Санкт–Петербург" должны осваивать по 15 млн рублей в месяц. При этом основных затратных статей у телеканала две: аренда (покупка) студий, транспорта, оборудования и канала вещания, а также создание информационного контента.
После того как "Пятый канал", влившийся в Национальную медиагруппу, стал закупать большую часть контента контент в Мокве, в Петербурге остались семь съемочных студий, гору оборудования и десятки сотрудников. Все это добро, как объявил уже глава ГАТР Юрий Зинчук, и станет "технической основой" нового канала. Оборудование и студии будут арендоваться у "Пятерки", а переведенные на новую работу люди составят костяк коллектива, общая численность коего достигнет 100 человек.
Как сообщили в финансовой дирекции Пятого канала, у компании есть семь съемочных студий с максимальной ценой аренды 60–120 тыс. рублей за смену. При долгосрочном сотрудничестве предусмотрены скидки 5–15%. Таким образом, при ежедневном использовании хотя бы одной из студий "Пятерки" "Санкт–Петербург" должен будет платить 1,5–3 млн рублей в месяц за аренду. Примерно во столько же выйдет и аренда аппаратуры для пяти съемочных бригад.
По оценке Алексея Лушникова, создателя телеканала "ВОТ!", для городского бюджета выгоднее было бы приобрести новое оборудование, нежели арендовать подержанное у "Пятерки". Покупка студийного комплекса, достаточного для канала городского значения, обошлась бы городу примерно в 9–15 млн рублей единовременно. Оснащение пяти съемочных бригад — еще в 1–1,5 млн рублей.
"Уровень оборудования для кабельного вещания проще, чем для эфирного. Не нужно покупать камеры по $100 тыс., хватит и по $5 тыс. Все равно кабель сожмет картинку до телеформата", — говорит Алексей Лушников. По его мнению, такие вложения окупились бы в течение 2–3 месяцев.
Правда, экс–глава "СТС–Петербург" Максим Поляков с коллегой не согласен: по его словам, качество изображения зависит не только от канала вещания, так что аренда студий и оборудования "Пятерки" вполне оправдана.
Что касается аренды цифрового канала в кабельной сети, то она, по словам Алексея Лушникова, стоит около 1,5 млн рублей в месяц. Но это рыночная цена, а городские власти могли договориться с ТКТ и о бесплатном предоставлении канала. "Некоторым каналам кабельные сети, наоборот, приплачивают, чтобы их транслировать. Например, каналу Discovery", — говорит Алексей Лушников.
Итак, арендные расходы у нового телеканала могут составить 4,5–7,5 млн рублей в месяц — в зависимости от договоренностей ГАТР с Пятым каналом и ТКТ. Таким образом, на заполнение эфира остается от 7,5 млн до 10,5 млн рублей в месяц, то есть 30–42 млн рублей до конца года. При этом нужно учесть, что канал начал вещание 10 октября 2010 г., соответственно, и основные расходы на контент начались лишь в октябре.
Таким образом, 30–42 млн рублей в месяц, остающихся на контент, будут потрачены не за 4, а за 3 неполных месяца. А значит, в месяц творческий бюджет канала составляет не 7–10 млн, а 10–14 млн рублей. Телепрограммы нового канала в открытом доступе пока нет, а Юрий Зинчук не нашел времени рассказать о ней, пообещав лишь, что через неделю будет презентация канала. Поэтому пока сложно сказать, как будут наполнять эфир сотрудники "Санкт–Петербурга".
Телеканал "Санкт–Петербург" выходит с 6:00 до 0:00 с получасовыми вставками новостных передач "ТКТ–ТВ". Как сообщили в ТКТ, их собственные передачи, которые заполняют около 6 часов в сутки (3 часа уникального контента), останутся неизменными. Таким образом, для вещания "Санкт–Петербурга" остается 12 часов в сутки. Чтобы заполнить эти часы, региональному телеканалу хорошего уровня достаточно будет создавать 4–5 часов уникального контента в день, считает Максим Поляков.
При этом, по его словам, главный ценообразующий фактор контента — его уникальность. "Забить эфирное время бывшими в употреблении передачами, фильмами и сериалами — это стоит копейки: до 100 тыс. рублей в год, — говорит он. — Тогда как, к примеру, 18 уникальных новостных выпусков в день (а это где–то 4 часа эфирного времени) обойдутся в сотни раз дороже". Впрочем, уверен он, 10–14 млн рублей в месяц для такой работы — это очень неплохие деньги.
"Для городского телеканала я бы обошелся 4,5 млн рублей в месяц. Все, что выше, имеет право на существование, если стоит более масштабная творческая задача. Например, потягаться с РТР. Ну, или, например, более конкретная задача — потратить деньги", — говорит Алексей Лушников.