Иностранцы, открывающие свой бизнес в Петербурге, продолжают наступать на одни и те же грабли. Но сюда их привлекает более низкая, чем на родине, конкуренция.
"При открытии своего дела в России нужно сразу подумать о
строительстве целого дома для хранения разных документов и бумаг", — шутит немец
Томас Нолл, бывший управляющий гранд–отелем "Европа", создавший свой бизнес в
области гостиничного консалтинга — компанию Hermitage Hotels and Resorts. Этими
словами он обозначил главную проблему для иностранных предпринимателей,
открывающих в России свое дело.
По мнению иностранцев, схема открытия предприятий излишне усложнена: для того чтобы начать работать, требуется огромное количество разрешений и согласований, необходимость которых европейцам непонятна. Этот процесс получения документов растягивается на многие месяцы. То, как быстро иностранцы осваивают, как его в России ускорить, иллюстрируют разгоревшиеся недавно скандалы с топ–менеджерами западных компаний, ведущих бизнес в России. Например, IKEA.
"Многие бизнесмены, приезжая в Россию, были излишне
самонадеянными. Они думали, что открыть здесь бизнес легко по привычной им
схеме. Но зачастую первый же этап получения разрешений становился для их бизнеса
по¬следним", — рассказывает голландец Ивар Кооп, являющийся совладельцем
строительной компании "Строймода".
Помимо бюрократии в России голландца удивляют постоянные
изменения в законодательстве, особенно налоговом.
Ивар приехал в Россию в 1992 году и сначала занимался оптовыми поставками голландских цветов, а теперь переключился на строительный бизнес. По его наблюдениям, даже несмотря на то что российский рынок с начала 1990–х гг. разительно поменялся, многие его ниши остаются для иностранных предпринимателей очень привлекательными.
Ивар приехал в Россию в 1992 году и сначала занимался оптовыми поставками голландских цветов, а теперь переключился на строительный бизнес. По его наблюдениям, даже несмотря на то что российский рынок с начала 1990–х гг. разительно поменялся, многие его ниши остаются для иностранных предпринимателей очень привлекательными.
Как объясняет владелец кафе–мороженого "Венеция" и ресторана
"Италия" итальянец Франко Казадеи, по насыщенности конкурентами российский рынок
отстает от европейского на десяток лет. Поэтому многие европейцы готовы работать
в Петербурге, платить здесь налоги, объясняет он. "Но чего только стоит
получение разрешения на работу! Нас приравнивают к мигрантам", — сокрушается
ресторатор. В Петербурге он планирует открыть еще одно заведение и пригласить на
работу итальянских поваров, но получение квот на ввоз иностранных работников
ресторатор ожидает уже 1,5 года.
Как рассказали опрошенные "ДП" предприниматели–иностранцы, быстрее всего в российских реалиях осваиваются бизнесмены, имеющие хотя бы базовое знание русского языка.
"Я его еще в университете в Нидерландах выучил. Это мне это очень помогло — начал быстро во всем здесь разбираться", — рассказал Ивар Кооп.
Как рассказали опрошенные "ДП" предприниматели–иностранцы, быстрее всего в российских реалиях осваиваются бизнесмены, имеющие хотя бы базовое знание русского языка.
"Я его еще в университете в Нидерландах выучил. Это мне это очень помогло — начал быстро во всем здесь разбираться", — рассказал Ивар Кооп.
Многие иностранцы решают языковую проблему, обзаведясь русской супругой. Некоторые приглашают партнера–россиянина. В этом для иностранца таится еще одна опасность, считает швейцарец Джулиано ди Капуа, который в 2009 году потерял от такого сотрудничества более 1 млн рублей. Джулиано открыл в Петербурге небольшой театр и планировал вложить эти деньги в ремонт плавучей баржи, для того чтобы обрести постоянное место выступлений.
"Российский партнер был моим другом — мы дружили семьями. Я доверил ему административную работу, а договор я с ним не заключал. А когда вернулся с гастролей, то обнаружил, что деньги со счетов были переведены на фирмы его жены", — рассказал Джулиано. Наученный горьким опытом, он начал разбираться в терминах бухгалтерии на русском языке и контролировать счета при помощи sms.