Кризис помешал победе над контрафактом

Автор фото: Итар-Тасс

Контрафактная продукция составляет 6% от всех продающихся в России товаров. При этом за последние 3 года ситуация не улучшается. Одержать победу над подделками помешал кризис.

Высшая школа экономики (ВШЭ) провела по заказу содружества производителей фирменных торговых марок "Русбренд" исследование об основных тенденциях на рынке контрафактной продукции.
С начала 1990–х, когда наблюдался настоящий бум контрафакта, доля такой продукции на рынке постепенно снижалась, говорится в исследовании. К 2008 году был достигнут заметный прогресс в борьбе с незаконной продукцией, но потом настал финансовый кризис.
"Мы считаем, что за последние 3 года объем реализуемого контрафакта как минимум не уменьшился, а доли контрафактной продукции в целом сохранились", — пишут эксперты ВШЭ. Они объясняют это именно наступлением кризиса.
Исследование рынка контрафакта проводилось по девяти товарным группам: алкогольная продукция, гигиенические прокладки, лекарственные средства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай, кофе, чистящие и моющие средства. Как выяснилось, наибольшее распространение контрафакт имеет среди алкогольной продукции, а также одежды и обуви. Наименее распространены подделки на рынке табачной продукции.Кризис помешал победе над контрафактом
По всем девяти группам доля контрафакта составляет 24%. В общем обороте розничной торговли в России в 2009 году это 6%, или 910 млрд рублей.
Среди процессов, происходящих на рынке контрафакта, эксперты отмечают рост доли отечественного производителя нелегальной продукции. Раньше основной поток контрафакта шел из–за рубежа, однако в последние годы произошли некоторые изменения. Так, из–за кризиса сократился общий объем внешней торговли. Кроме того, активизировала борьбу с нелегальной продукцией Федеральная таможенная служба. Вместе с тем контроль со стороны правоохранительных органов внутри страны оказался слабее, чем на границах.
"Отечественное производство подделок имеет преимущественно примитивный и кустарный характер", — говорится в исследовании. Как правило, это простая расфасовка, разлив или сборка, организованная силами индивидуальных предпринимателей. Также популярно производство контрафакта на легальных предприятиях "в третью смену", когда нелегальная продукция изготавливается во внеурочное время и сбывается "налево".
Не так давно подобный факт был вскрыт в Петербурге. Правоохранительные органы изъяли свыше 30 тыс. контрафактных DVD–дисков на легально действующем предприятии.
Впрочем, Петербург, в отличие от Ленинградской области, по мнению ВШЭ, не попадает в список очагов производства подделок. Такими очагами исследователи считают также Московскую область, Дальний Восток, а также южные регионы — Ростов–на–Дону, Краснодар, Северную Осетию. Основными зарубежными источниками поступления подделок на территорию страны по–прежнему выступают КНР, Тайвань и смежные рынки — Прибалтика, Украина, Казахстан, Туркменистан и др.
Помочь в борьбе с контрафактом должны поправки в Гражданский кодекс, внесенные в 2008 году. Они заменили собой разрозненные законы, регулировавшие правоотношения в области интеллектуальной собственности ранее. Кроме того, были ужесточены санкции за нарушения авторских прав.
С другой стороны, появились новые риски распространения контрафакта в связи с созданием Единого таможенного союза. В исследовании отмечается, что количество товарных знаков в таможенных реестрах Белоруссии и Казахстана существенно меньше, чем в России. Кроме того, в этих странах механизмы защиты товарных знаков развиты слабее, а контролирующие и правоохранительные органы работают в этом отношении менее активно.