Биокластерный старт-ап

Автор фото: Trend

Петербургский бизнес и наука все-таки объединись, чтобы участвовать во втором конкурсе РОСНАНО на создание в нашем регионе нанотехнологического центра.

Прием заявок завершается в октябре 2010 года и, по информации "ДП", одним из инвесторов, работающих над созданием заявки, является фонд "Вечная молодость", входящий в холдинг "Империя" Андрея Фоменко. Ключевым направлением для фонда являются медицинские и биотехнологии, способствующие активному долголетию. Примечательно, что "ДП" первым сообщил о планах "Империи" по созданию наноцентра (см. "ДП" от 15 декабря 2008 года).
"ДП" провел опрос, как к перспективам появления биокластера в Петербурге относятся его потенциальные участники, а также компании, которые уже вошли в существующий фармкластер.
Лада Фоменко, президент фонда "Вечная Молодость":
Проект нанотехнологического центра действительно находится на стадии написания заявки для участия в конкурсе РОСНАНО. Пока основным инвестором выступает Андрей Фоменко, однако, сегодня сложно говорить о конкретных суммах, поскольку сейчас наш фонд ведет работу по привлечению в него новых инвестиционных партнеров.
Если заявка на создание наноцентра пройдет конкурс и будет принята, то, возможно, инвестиционное соглашение будет подписано уже в феврале 2011 года. В состав центра войдут такие научные структуры, как: Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе, Алферовский фонд, Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН. Также будут привлекаться различные компании, которые будут приносить свои стартапы в наноцентр и реализовывать их на оборудовании создаваемой площадки.
Сергей Багненко, директорГУ СПб скорой помощи им. И. И. Джанилидзе:
Задача государства при формировании кластера — привлекать уже имеющиеся научные и производственные мощности, которые недогружены, нужно использовать академическую вузовскую науку и начно-исследовательские институты, дать им использовать свои наработки.
Для того чтобы разработки в области биотехнологий выходили на рынок, нужен надинститутский уровень. Раньше это были органы государственной власти СССР, но сегодня нет структуры, которая отвечала бы за этот процесс. Для того чтобы институтские разработки скорее находили инвесторов, нужны межведомственные комиссии при Министрестве образования и науки, а также при Российской академии медицинских наук. Кто-то должен выуживать из институтов информацию и продавать ее на рынок, для этого и создаются кластеры.
Александр Ольховский, депутат Законодательного собрания Петербурга:
Сейчас раздробленная масса производителей выжить не сможет, чем больше будет саморегулируемых организаций кластеров, чем больше будет координации в отношениях с органами власти, тем лучше. Мы поддерживаем самоорганизацию предпринимательского сообщества. Одна из задач власти при создании кластеров — привлечение инвесторов. Но инвестор нужен, когда уже есть определенный проект, как эту идею реализовывать – искать инвестора бессмысленно. Деньги сейчас есть, но нет идей, в которые можно их вложить. Чем еще может помочь власть бизнесу?
Власть реализует свою политику через целевые программы. Существует целый ряд программ, касающихся помощи в лизинге, погашения части процентной ставки по кредиту.
Сейчас мы вносим изменения в закон о налоговых льготах Петербурга, где производители высокотехнологичных современных продуктов имеют определенные налоговые послабления. Если бизнес считает, что мы делаем недостаточно, мы рады услышать предложения.
Захар Голант, заместитель председателя комитета по здравоохранению Петербурга:
За последние годы государство много вкладывало в развитие рынка системы здравоохранения, и сейчас продолжает это делать: меняется система обязательного медицинского страхования, увеличены социальные программы по закупки лекарственных средств. Государству выгодно, когда средства возвращаются в виде налогов, в виде создания новых рабочих мест, а не просто тратится на импортируемую продукцию. В апреле был принята концепция развития фармацевтического кластера в виде постановления правительства Петербурга. Там кластер обозначен как группа географически локализованных объектов.
Кластер предполагает локализация в целом в Петербурге, не берется конкретное место и говорится, что там создается кластер. Строить кластер в лесу бессмысленно, потому что многие элементы инфрструктуры будут отсутствовать. К примеру, в промзоне «Пушкинская» будут располагаться четыре производственных объекта фармацевтического кластера, но все остальные элементы кластерной инфраструктуры находятся в других местах.
Петр Родионов, директор ООО "Герофарм":
Для того чтобы фармацевтический кластер эффективно работал, нужно чтобы в него вошли и производственные структуры, и научно-исследовательские лаборатории, где будет вестись непосредственно разработка инновационных препаратов, и научные институты, профильные учебные учреждения, медицинские клиники. Сотрудничество между этими структурами удобно осуществлять, если они территориально связаны. В принципе, возможно и сотрудничество между фармкомпаниями, входящими в кластер.
Кластер еще не сформирован, пока компании заявили о своей готовности и желании войти в кластер. Идет рабочий процесс, который возможен только в рамках кластера. Без него мы потратили бы гораздо больше времени на реализацию нашего проекта, прежде всего, на различного рода согласования – с этой точки зрения, наш регион, пожалуй, один из самых сложных. У нас пока нет ни одной проблемы, которая бы не была решена.
Олег Гранстрем, директор ЗАО "Фарм-Холдинг":
Многие проекты, которые сейчас существуют в стенах научных институтов, не могут быть реализованы по многим причинам: отсутствует качественная отечественная техника и реагентика, проектам в области биотехнологий нужны специалисты, большинство из которых уехали зарубеж.
Есть объективные вещи, из-за которых как хорошо ни администрируй на организационном уровне, эффективно работать не будет, поэтому здесь ситуацию можно исправлять только постепенно, в том числе объединяясь в кластеры.