Светлана Баланова, руководитель российского бизнеса американской компании 3M - одной из 30 компаний, по которым рассчитывается индекс Доу-Джонс, рассказала корреспонденту "Делового Петербурга" о том, как делать деньги на научных разработках.
"ДП": Как международной инновационной компании более чем со
100-летним опытом работается в Петербурге?
Светлана Баланова: В городе очень диверсифицированная
экономика, что позволяет всем направлениям нашего бизнеса органично развиваться
без значительных перекосов в ту или иную сторону. Вся линейка наших товаров,
представленных в России, будь то продукция для здравоохранения, промышленности и
транспорта, безопасности и защиты труда, телекоммуникации, электроэнергетики или
потребительские товары, - все это представлено в регионе. В целом в
Северо-Западном регионе за последние 5 лет наши продажи выросли на 90% и сегодня
составляют 10-15% от общероссийских. Наиболее успешные направления - это
медицина, стоматология и товары для автомобилестроения. Мы работаем по всему
миру с международными концернами по производству автомобилей.
Естественно, что, когда они открывают производства в России,
они хотят видеть 3М в числе своих поставщиков. Эти компании уже привыкли к
западным стандартам обслуживания, технической поддержке, что дает стимул
развивать наше присутствие в этом регионе в дальнейшем. Сегодня только товары
народного потребления в России в общем портфеле компании 3М занимают меньшую
долю, чем в целом по всему миру. Это офисные товары: клейкие ленты Scotch,
клейкие блокноты для записей Post-it, также это губки для мытья посуды и
сопутствующие товары Scotch-Brite, продукция для обустройства дома. Они занимают
8-10% от нашего общего портфеля товаров, что гораздо ниже мирового уровня.
"ДП": Может быть, причина кроется в нежелании людей платить
за аналогичный товар, те же губки для посуды, в 2 раза больше?
Читайте также:
Девиз для Сколково: "Даешь каждый год по Гуглу!"
Светлана Баланова: Конечно, наши товары нельзя пока отнести
к экономклассу. Мы только планируем выпускать на рынок более дешевую продукцию,
которая удовлетворит потребности более низкого ценового сегмента. Я думаю,
основная причина, скорее всего, в отсутствии широкой рекламы. Мы впервые в 2009
году на территории России вышли с телевизионной рекламой товаров народного
потребления. Без телерекламы трудно объяснить, почему ты должен переплачивать за
тот или иной продукт.
И с экрана мы хотим донести информацию о качестве нашей
продукции. Если говорить о губках Scotch-Bright, то мы может гарантировать, что
эти губки служат в 3 раза дольше, чистят в 3 раза лучше. Но без демонстрации
этого по телевидению обыватель вряд ли захочет даже попробовать купить товар в
несколько раз дороже привычного.
"ДП": Говорит ли тот факт, что вы инвестировали средства в
телевизионную рекламу в кризисный 2009 год, об экономической неуязвимости
компании?
Светлана Баланова: Скорее он говорит об изменении подхода
компании к собственному развитию. Конечно, как и всему мировому бизнесу, нам
пришлось сократить расходы, однако никаких жестких шагов в этом направлении
компания не предпринимала. Этому не в последнюю очередь помог факт широкой
диверсификации бизнеса и солидная финансовая подушка. В момент кризиса мы делали
большой упор на сохранении доли на рынке и на ее увеличении. Направленность не
на выживание в кризис, а именно на рост дает свои плоды уже сегодня.
И то, что мы впервые в своей жизни вышли с телевизионной
рекламой именно в момент кризиса, - это один из показателей того, насколько мы
были уверены, что все-таки это временные трудности и надо продолжать
инвестировать в развитие, несмотря ни на что.
Именно в кризис, осенью 2009 года, мы начали разрабатывать новый ускоренный план развития компании на ближайшие 4 года. И даже с чисто психологической точки зрения это очень сильно мобилизовало организацию. Когда ты стремишься к росту, а не к выживанию, у тебя и результаты становятся гораздо выше.
Именно в кризис, осенью 2009 года, мы начали разрабатывать новый ускоренный план развития компании на ближайшие 4 года. И даже с чисто психологической точки зрения это очень сильно мобилизовало организацию. Когда ты стремишься к росту, а не к выживанию, у тебя и результаты становятся гораздо выше.
"ДП": Есть ли у вас какие-то инновационные способы решения
таких застарелых российских проблем, как, например, некачественные дороги и
упадок в жилищно-коммунальном хозяйстве?
Светлана Баланова: По ЖКХ могу сказать, что мы уже реализуем
пилотный проект с московским и петербургским "Водоканалами" по применению наших
антикоррозийных материалов в санации труб. Учитывая тот факт, что около половины
водопроводных сетей в стране требуют замены, эта технология позволяет быстро и
недорого улучшить их состояние, а значит, и улучшить качество воды. Специальный
состав наносится на внутренние стенки сетей, он застывает, и образуется как бы
новая труба в трубе. Эта технология позволя¬ет продлить срок службы существующих
водопроводов до 50 лет, трубу не нужно откапывать и проводить какие-то
разрушительные действия на поверхности. Испытания должны подтвердить
эффективность этой технологии конкретно в Петербурге.
"ДП": Вы упомянули о плане развития "3М Россия". Чего ждать
- новых изобретений, выхода в новые регионы?
Светлана Баланова: Сейчас мы создаем свой план ускоренного
развития на период с 2011 по 2015 год. Предыдущий предполагал только появление в
России производства - сейчас завод 3М работает в г. Волоколамске Московской
области. Он производит антикоррозийные покрытия для труб, респираторы и товары
народного потребления.
Новая стратегия развития - это уже расширение производственной базы, создание научно-исследовательских лабораторий в стране, а также центров за Уралом.
Новая стратегия развития - это уже расширение производственной базы, создание научно-исследовательских лабораторий в стране, а также центров за Уралом.
Пока мы не готовы озвучить инвестиции в будущее развитие, но
речь идет о десятках миллионов долларов. И мы хотим удвоить к 2015 году свой
оборот в России (текущие финансовые показатели своего российского бизнеса ЗМ не
раскрывает).
"ДП": Планируете ли вы в Петербурге строить новый завод?
Светлана Баланова: Пока никаких конкретных планов нет, мы
рассматриваем различные варианты. На Северо-Западе нас интересуют создаваемые
свободные экономические зоны и конкретные условия присутствия, но пока проект
находится на начальной стадии.
В том числе нас волнует и инфраструктурная составляющая, потому что в России это очень важный фактор для бизнеса. В одном месте может быть выгодно производить продукцию, но после этого перевозка будет обходиться значительно дороже, чем ты до этого сэкономил. И проблема дорожной инфраструктуры в России, конечно, сегодня является одним из самых серьезных барьеров для развития любого бизнеса.
В том числе нас волнует и инфраструктурная составляющая, потому что в России это очень важный фактор для бизнеса. В одном месте может быть выгодно производить продукцию, но после этого перевозка будет обходиться значительно дороже, чем ты до этого сэкономил. И проблема дорожной инфраструктуры в России, конечно, сегодня является одним из самых серьезных барьеров для развития любого бизнеса.
"ДП": Вот уже несколько лет призывы к модернизации страны
через инновации звучат лейтмотивом из уст лидеров государства. Проект в
Сколково, миллиардные вложения в развитие новых технологий… В свете этого как вы
оцениваете инновационный потенциал России и конкурентоспособность отечественных
изобретений?
Светлана Баланова: Говорить о Сколково как о чем-то
конкретном пока не приходится - проект не согласован. И даже если он появится,
то первые результаты можно будет увидеть не раньше чем через 5 лет. Поэтому
оценить его сегодня достаточно сложно. В целом же потенци¬ал и знания в России,
несмотря на то что страна на протяжении многих лет экспортировала своих ученых,
огромны. Но одна проблема остается. Это коммерциализация
научно-исследовательских разработок, превращение их в конкретный продукт и
запуск этого продукта на рынок. К сожалению, это то, что сегодня в России и в
российских компаниях работает не очень хорошо.
Коммерциализация изобретений, управление внедрением
инновации в жизнь - это все-таки бизнес-процесс. А русский человек очень
креативен, но бизнес-процесс ему пока внедрить в жизнь не удается. Кроме этого,
в России не всегда при производстве высокотехнологичного продукта используют
соответствующие по качеству комплектующие и сырье. И от этого страдает качество
и конкурентоспособность продукта в целом.
Для коммерческого успеха какой-либо разработки необходимо
планировать научные исследования и постепенно их реализовывать в конкретный
товар. И вопрос здесь в научной и управленческой дисциплине. С этой точки зрения
у российского бизнеса и науки сегодня нет культуры R&D-менеджмента (Research
And Development. - "ДП"), которая развита на Западе.
В России ученые работают над тем, что им лично интересно и
кажется важным. В такой модели вероятность гениального изобретения, которое
может претендовать на Нобелевскую премию, выше. Но с точки зрения бизнеса и
развития экономики планомерный дисциплинарный подход к исследованиям более
эффективен.
"ДП": То есть у вас в компании точно знают, что изобретут
через, скажем, 5-10 лет?
Светлана Баланова: Конечно. Ведь рынок диктует законы
развития науки. Мы приступаем к исследованиям уже с информацией о том, что
сейчас востребовано на рынке и что будет востребовано через 5, 10, 15 лет.
Наша двухуровневая система научных лабораторий по всему миру
позволяет параллельно вести глубокие научные исследования (вплоть до
фундаментальных) с перспективой в 15 лет и работать над разработкой конкретного
продукта с перспективой уже в 3-5 лет. Кроме этого, существуют технологические
центры, которые работают на годовую перспективу и модифицируют продукт уже под
потребности конкретного клиента. Ежегодно 3М тратит от 6 до 7% от общемирового
оборота на научно-исследовательские разработки - это в районе $1,3 млрд в год.
Скажу, что среди промышленных предприятий это самый высокий процент затрат на
науку.
"ДП": Что же будет остро востребовано через 5 лет?
Светлана Баланова: Основное развитие инноваций ожидается в
медицине в целом, и в стоматологии в частности. Здесь мы уже вышли на рынок
3D-сканеров для производства зубных протезов, и в перспективе эта технология
получит очень широкое распространение.
Вторая важная тема - это энергоэффективные технологии. Уже
сейчас мы можем предложить оконные пленки, которые снизят энергопотребление
зданий, офисов, автомобилей. Это и различные энергоэффективные кабели - так, наш
кабель ACCR позволяет увеличить мощность в 2-3 раза без замены опор, что может
быть востребовано при развитии уже застроенных территорий. Нужно думать о
создании облегченных материалов для автомобилестроения, о внедрении эпоксидных
материалов и применении их в сфере ЖКХ. И, безусловно, будущее за развитием
телекоммуникационных сетей.