Носки навяжут покупателю

Автор фото: "ДП"

Экспансия китайских и белорусских носков на российском рынке продолжается. В борьбе с конкурентами петербургские производители пытаются взять креативом, предложив покупателю самому выбрать дизайн будущего изделия.

Идея вязать носки по индивидуальному заказу возникла у Александра Семенова, директора фабрики "Кронос", три месяца назад. С тех пор его фирма выполнила 25 заказов, однако он надеется уже к октябрю увеличить объем продаж до 4 тыс. пар в месяц.
"Я хочу создать дополнительный рынок, в Европе давно в цветных носках ходят, а у нас все в черных ", — отметил Семенов.

В то время как обычные носки можно купить за 30 рублей, розничная цена за пару оригинальных составляет 300 рублей. По словам бизнесмена, он бы и рад продавать изделия дешевле напрямую заказчику, но работать без посредника в лице сувенирных компаний, которые зарабатывают до 40 % на сбыте товара, пока не представляется возможным. Высокая цена носков объясняется еще и сложностью вязки, при которой дорогостоящая импортная нить часто рвется, заставляя повышать себестоимость готового изделия.
Сегодня в распоряжении Александра 4 подержанные итальянские машины для вязки, каждая из которых стоит около10 тыс. евро и способна изготовлять до 1000 пар в месяц. Новые станки Семенов оценил в пределах 30 тыс. евро и отметил, что машины могут вязать и обычные носки, так что в случае крушения идеи продавать оборудование не придется. Ко всему прочему, он пожаловался, что в Петербурге сложно найти специалиста для работы на таком оборудовании, поскольку научиться в городе ремеслу негде. Тому, кто все же нашел учителя, понадобятся 5-6 лет на обучение.
По словам производителей носочных изделий, держать свое производство выгоднее в теплых странах, где произрастает хлопок и рабочая сила дешевле, поэтому петербургских производителей можно пересчитать по пальцам.
"В южных странах бизнес ведется по принципу кумовства. — Рассказывает Александр Семенов. — Если ты не в диаспоре и не обладаешь нужным количеством связей, то с тобой мало кто будет работать". Поскольку компания Александра занялась новым производством, то говорить о переезде, например, в Китай пока рано, хотя и очень хочется.
По мнению директора сувенирной компании SignTex Ивана Вольского, идея заказать носки с логотипом возникает у компаний спонтанно. "Сегодня мы работает с несколькими производителями, спрос на такого рода продукцию хоть и не устойчив, но все же есть", — отметил он.
Мария Малуева, дизайнер, член Санкт-Петербургского союза художников и Петровской академии наук и искусств, считает, что спортивные носки с логотипом имеют право на жизнь, а вот выпускать такую продукцию в качестве бизнес-сувениров бесполезно.
"Носки с фирменной символикой — рекламный продукт, а если логотипа не видно под одеждой, то его смысл пропадает", — отметила она. Если говорить о выпуске сувенирных носков, то Малуева склонилась в сторону новогоднего вязаного носка для подарков, который имел бы успех в качестве праздничного сюрприза для сотрудников.
Компания ООО "Альянс" также выпускает носки по индивидуальному заказу и, по словам ее директора Сергея Костыгина, такое производство более рентабельно, чем обычное, хотя и требует больших затрат.
"Рентабельность может достигать 10, 20, а то и 30%. Все зависит от конкретной ситуации", — отметил он. По словам Костыгина, заказчиками в основном являются спортивные организации и крупные международные компании, предсказать реакцию которых достаточно сложно. Объем заказов на носки с логотипом у ООО "Альянс" не превышают тысячи пар в месяц, поэтому назвать креативное производство золотой жилой директор компании не решился.