Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Опубликовано в журнале "Бухгалтерские вести" №30 от 24 августа 2010 годаПривлечь к уголовной ответственности можно, только в случае, если сумма налогов и (или) сборов имеет крупный или особо крупный размер.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо (как физическое, так и юридическое) обязано платить законно установленные налоги и сборы. Неисполнение лицом возложенных на него обязанностей является налоговым правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность. Рассмотрим основные условия привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности, а также основные поправки, которые внес Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ в налоговое и уголовное законодательство.
Новый закон
Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» является одним из немногих нормативно-правовых актов, улучшающих положение налогоплательщика. Целью Федерального закона является декриминализация сферы налоговых правоотношений и установление на законодательном уровне правовых ориентиров развития налоговой системы.
Закон вступил в силу с 01.01.10. Единственное положение Федерального закона, которое вступит в силу только с 01.01.11, касается подследственности преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ). Сейчас предварительное расследование по налоговым правонарушениям, за которые предусмотрена уголовная ответственность, находится в компетенции следователей органов внутренних дел. С 2011 года следствие по налоговым преступлениям передается от следственных органов внутренних дел в Следственный комитет Прокуратуры.
Прежде чем говорить о новых поправках в действующее законодательство рассмотрим основные признаки налоговых преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Уголовная ответственность как мера государственного принуждения
Уголовный кодекс предусматривает четыре статьи, непосредственно устанавливающие уголовную ответственность за налоговые преступления:
• Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
• Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
• Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
• Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Вид правонарушений, предусмотренные данными статьями УК РФ, а также уголовная ответственность за их совершение представлены в таблице 1.
К уголовной ответственности можно привлечь только физических лиц. За уклонение фирмы от уплаты налогов суд обычно привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он является ответственным за законность осуществляемых организацией хозяйственных операций. Если главный бухгалтер не заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывает все необходимые документы), суд может привлечь его как соисполнителя. Тогда наказание назначается по п. 1 ст. 199 УК РФ.
Если же будет доказано, что руководитель и главный бухгалтер действовали по предварительному сговору, отвечать им придется по п. 2 ст. 199 УК РФ. Также УК РФ четко регламентирует, что привлечь к уголовной ответственности можно либо в случае непредставления декларации или иных документов, либо путем включения в них заведомо ложных сведений. Если организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги не перечислила (независимо от причин), основания для возникновения уголовной ответственности ее должностных лиц за налоговые преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ, отсутствуют.
Привлечь к уголовной ответственности можно, только в случае, если сумма налогов и (или) сборов имеет крупный или особо крупный размер. Конкретный порядок исчисления данного размера приведен в Примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ. Следует отметить, что с 2010 года Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ многократно увеличил эти суммы.
Начиная с 01.01.10 крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов физическим лицом является (Примечание к ст. 198 УК РФ):
• (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;
• (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1 800 000 руб.
Особо крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов физическим лицом является:
• (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;
• (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает 9 000 000 руб.
С 01.01.10 крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов организацией является (Примечание к ст. 199 УК РФ):
• (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;
• (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 6 000 000 руб.
Особо крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов организацией является:
• (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;
• (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает 30 000 000 руб.
Примечание к ст. 199 УК РФ также распространяется на определение крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов для налогового агента.
Данные пороговые значения увеличены, начиная с 2010 года по сравнению с предыдущими периодами: для физических лиц – в шесть раз; для организаций – в четыре раза. Повышение неуплаченных сумм налогов, при которых есть возможность привлечения лица к уголовной ответственности, безусловно, является позитивным изменением для налогоплательщиков.
Порядок привлечения к уголовной ответственности
Федеральный закон №383-ФЗ от 29.12.09 закон внес поправки не только в Уголовный кодекс, но и в налоговое законодательство, в частности в ст. 69, 101, 108 НК РФ.
С 01.01.10 в Налоговом кодексе РФ однозначно определено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (ст. 108 НК РФ).
Обнаружив задолженность по налогам и сборам, налоговая инспекция направляет лицу требование об уплате. В нем указывается величина долга, размер пеней, срок уплаты, основания взимания налога, а также меры по взысканию, которые будут предприняты налоговыми органами в случае неуплаты.
Согласно новой редакции ст. 69 НК РФ, теперь налоговые органы в требовании об уплате налога и (или) сбора обязаны предупреждать, что в случае неуплаты налога и (или) сбора, а также пеней и штрафов в установленный срок в полном объеме, они направляют материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела (если, конечно, размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ).
Ранее обязанность по указанию возможности привлечения к уголовной ответственности в требовании у налогового органа отсутствовала.
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику, он все же не уплатит в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 108 Налогового кодекса РФ налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Таким образом, привлечь лицо одновременно и к налоговой и к уголовной ответственности не представляется возможным. В связи с этим новым Федеральным законом от 29.12.09 №383-ФЗ были внесены следующие поправки. После направления материалов в органы внутренних дел, руководитель инспекции должен вынести решение о приостановлении исполнения решения о привлечении налогоплательщика – физического лица к налоговой ответственности. То есть с этого момента «работать» с налогоплательщиком по вопросу уплаты налогов и (или) сборов начинают органы внутренних дел. В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, то руководитель налогового органа выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующих сумм налога, пеней, штрафов. Если же физическое лицо будет признано виновным и понесет уголовную ответственность, оно уже не будет нести ответственность, предусмотренную налоговым законодательством, а налоговая инспекция должна будет отменить вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика – физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101 НК РФ).
Позитивным изменением для налогоплательщика является тот факт, что лицо, впервые совершившее «налоговое» преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью возместило ущерб, причиненный уклонением от уплаты налогов – то есть уплатило налог, а также пени и штрафы, размеры которых определяются налоговым законодательством РФ.
Поправки, которые внес Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ, коснулись и Уголовно-процессуального кодекса. Теперь заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, при отсутствии следующих обстоятельств:
• подозревамый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства в РФ;
• его личность не установлена;
• им нарушена ранее избранная мера пресечения;
• он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
Нововведения, которые вступили в силу с 01.01.10, в целом были направлены на защиту интересов и установление дополнительных гарантий прав налогоплательщиков. Впрочем, индивидуальным предпринимателям, также как должностным лицам организаций в любом случае доступна возможность избавиться от риска уголовной ответственности за счет добровольного исполнения требования налогового органа об уплате налогов, пени и штрафов.