Из автобусов и маршруток уберут кондукторов

Автор фото: "ДП"

Смольный пообещал до конца 2011 года убрать из городского транспорта контролеров и перейти на систему стационарных валидаторов. Перевозчики опасаются, что из–за зайцев потеряют до 50% прибыли.

Смольный последовал требованиям президента РФ Дмитрия
Медведева и начал активно внедрять электронные системы оплаты проезда на
общественном транспорте. Пока речь идет лишь об отказе от услуг кондукторов и
введении системы "Электронный кошелек" для оплаты проезда. До конца этого года
планируется оборудовать электронной системой оплаты проезда, так называемыми
стационарными валидаторами, все автобусы ГУП "Пассажиравтотранс", а также 140
тролейбусов и трамваев ГУП "Горэлектротранс". Оборудовать весь городской
транспорт стационарными валидаторами планируют к концу 2011 года.
Таким образом, пассажирам придется забыть про билеты и
перейти на использование электронных проездных или "элетронного кошелька". Если
действие проездного ограничено по времени, то пополнять "электронный кошелек"
можно будет в любое время. Как рассказали в комитете по транспорту СПб, сейчас
ведутся переговоры с ОАО "Западный скоростной диаметр" о том, чтобы с помощью
этой системы можно было оплачивать и проезд на машине по платной магистрали. В
перспективе все карточки заменит универсальная карта жителя Петербурга, по
которой можно будет оплачивать еще и все коммунальные платежи.
Оборудованием автобусов электронными системами в городе
сейчас занимается ООО "СТЭК", а в Ленобласти — ЗАО "ЭЛСИ". Компании
фактически поделили весь рынок. По оценкам перевозчиков, для того, чтобы
оборудовать такими системами весь наземный транспорт Петербурга, нужно потратить
не менее 160 млн рублей. По оценкам участников рынка, оборудование стационарными
валидаторами одного автобуса стоит не менее 20 тыс. рублей.
Пока Смольный строит далеко идущие планы, перевозчики
ежедневно сталкиваются с проблемами внедрения электронных систем. Для автобусов
большой вместимости частных перевозчиков ручные валидаторы были куплены за
бюджетный счет. Но все расходы по их эксплуатации несут компании–эксплуатанты.
Как рассказал председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев, в
день фиксируется до 10 случаев выхода из строя ручных валидаторов. По правилам в
такой ситуации автобус должен уйти с линии. Василий Киселев также уверен, что
российский менталитет не позволит пассажирам самостоятельно пользоваться
стационарными валидаторами и число зайцев без контролеров составит до 50% от
числа всех пассажиров. "Спасти ситуацию может только тотальный контроль и
значительное повышение штрафов за проезд", — уверен он.
Михаил Богданов, заместитель генерального директора ОАО "Третий парк",
рассказал, что из 300 ручных валидаторов, которые эксплуатирует компания, каждую
неделю 20 аппаратов сдается в ремонт. Он также отметил, что из–за разных
операционных систем ООО "СТЭК" и ЗАО "ЭЛСИ" возникают сложности в считывании
проездных на пригородных маршрутах и перевозчики получают множество жалоб от
пассажиров.
В ЗАО "ЭЛСИ" рассказали, что никаких технологических проблем
по считыванию городских и областных проездных сейчас нет, но остаются
политические разногласия, которые мешают нормальной работе системы. В ООО "СТЭК"
пока ситуацию не комментируют.
Каждый месяц в Петербурге продается около 1,5 млн
электронных проездных билетов. Ежедневно оплачивает свой проезд электронными
проездными 3 млн пассажиров (70% от общего числа пассажиров). В комитете по
транспорту СПб отмечают, что это самый высокий показатель по
России.