Без прибыли

Предлагаю считать, что кризис закончился. Пусть остались его пережитки в виде резко подорожавших кредитов, отсутствия многих «докризисных» товаров, уменьшившаяся платеже­способность и умерившиеся амбиции предпринимателей… Стоп! А вот здесь вот никаких изменений не случилось.

Что-то я не заметил тенденции, ведущей к тому, чтобы бизнес переориентировался с поиска сиюминутной возможности заработать на поиск возможностей установить долгосрочные взаимоотношения со своими клиентами. Этого не произошло. И даже кризис не помог. И мы, клиенты, несмотря на то что по­следний год из нас пытались выжать все, что возможно, и даже больше, не поддались, не бросили тех, кто нас ненавидит, и поддержали их рублем. Аллилуйя!
Пусть гипермаркеты объявили негодными старые карты лояльности и предложили приобрести новые, пусть во времена спада по­требители столкнулись не с улучшившимся сервисом, а с еще большей озлобленностью. И пусть снижение спроса компенсируется теперь повышением цены, а не поиском новых возможностей привлечения потребителей. Люди все стерпят, они нормально воспринимают такие, казалось бы, противоестественные вещи, но почему? Может, потому что сами такие же? «Заработай сам и дай заработать на себе другим» или «Работай сам и давай работу другим». Чувствуете разницу? А между «работать» и «зарабатывать»? «Работать» означает применять свое умение. А «зарабатывать»? Получать деньги. Со знаниями, умениями и навыками это понятие никак не связано. Мы об этом прекрасно знаем. И мы будем лишь потреблять тот продукт, который получился в результате зарабатывания кого-то другого. И тогда возмущаться будет нечему…
Равновесное состояние.
Не кажется ли, что это ловушка, из которой выбраться все труднее и труднее. Дороже, дороже и еще дороже. И прибыли -- больше, больше и еще раз больше, чтобы компенсировать дороговизну. Признайтесь себе, ведь подход именно такой, компенсаторный.
Что он означает «в жизни»? Да все просто -- последние 2 года мы занимались не спасением собственного бизнеса, мы занимались спасением прибыли, выискивая все новые и новые способы ее получения из тех, кто вдруг начал осознавать реальную стоимость денег и продуктов.
Задача сложная, но многие ли с ней справились? А главное, какой ценой? Бизнес, вытягивающий деньги, рубит сук, на котором сидит, -- теряет лояльных и платежеспособных клиентов. Потому как скрывать то, что бизнесом движет лишь жажда прибыли (причем по максимуму), в таких условиях невозможно. А кому приятно ощущать то, что на тебе только что круто нажились?
Можете возразить: ведь бизнес и существует ради прибыли! Нам вдалбливали эту идеологию в университетах и бизнес-школах резко переквалифицировавшиеся преподаватели политэкономии, руководствуясь неверно переведенными учебниками. Но на самом деле этот подход в корне неверный! Посмотрите на историю развития бизнеса, успешного бизнеса, за последние 100-150 лет. И откроется совсем другое восприятие бизнеса, где прибыль -- лишь индикатор правильности выбранного пути. Следствие грамотного бизнеса, но не его причина. Прибыль -- это благодарные клиенты. Благодарные за то, что вы смогли лучше других удовлетворить какую-либо потребность. Лучше -- значит и быстрее, и качественнее, и зачастую, но не всегда дешевле. И тогда прибыль становится постоянной. Прибыль растет. Растет благодарность потребителей, которую они выражают, оставляя деньги за их сэкономленное время.
Сергей Славинский, маркетолог, ресторатор