Андрей Подшибякин: "Российская блогосфера — среда очень скептическая"

Андрей Подшибякин

Экс–главный редактор LiveJournal, глава компании Social Insight Андрей Подшибякин в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о том, почему блогосферу невозможно "купить или приватизировать", а в России до сих пор нет штуки, аналогичной Twitter.

О блогосфере Андрей знает не понаслышке. В прошлом он был главным редактором LiveJournal, а сейчас выпустил книгу "По живому. 1999–2009. LiveJournal в России".
"ДП": Что было важнее при появлении ЖЖ в России — коммерческая или идеалистическая составляющая?
Андрей Подшибякин: При появлении ЖЖ в России никакой коммерческой составляющей не было и быть не могло: на момент появления первых русских блогов LiveJournal был личным некоммерческим проектом калифорнийского студента Брэда Фицпатрика. Вся монетизация началась существенно позже.
"ДП": Какое событие для вас стало показателем того, что блогеры могут заставить себя услышать?
Первые признаки этого стали заметны в ЖЖ во время военного конфликта с Грузией в 2008 году: сообщения блогеров из зоны боев активно цитировались СМИ. Другое дело, что проверить правдивость этих записей тогда было трудно, да и сейчас не очень возможно. Окончательная легитимизация ЖЖ в общественном сознании произошла в апреле 2009 года, когда официальный блог завел президент РФ Дмитрий Медведев.
Андрей Подшибякин Андрей Подшибякин Андрей Подшибякин
"ДП": Каких людей вы бы включили в топ влиятельных авторов ЖЖ?
Андрей Подшибякин: Влиятельность в общепринятом понимании этого слова, то есть узнаваемость за пределами ЖЖ, — особенность очень немногих блогеров. Безо всяких сомнений, этим отличается Алексей Навальный (navalny), Марина Литвинович (abstract2001) и еще несколько политически ориентированных жэжэстов. Крупнейшие внутренние бренды ЖЖ неизменны уже много лет: Рустем Адагамов (drugoi) и Артемий Лебедев (tema).
Но вообще, на самом деле индивидуальные блоги в ЖЖ менее интересны и популярны, чем многочисленные сообщества по интересам, то есть коллективное творчество. Модное представление о ЖЖ как о "социальном медиа" не совсем верно — это скорее сеть клубов по интересам (в англоязычном Интернете такую функцию во многом выполняет Facebook).
"ДП": Могут ли блоги стать для новой революции тем, чем когда–то были почта и телеграф?
Андрей Подшибякин: Смотря что понимать под "очередной революцией". Блоги — важный, но далеко не единственный коммуникационный канал; кроме того, 90% жителей России вообще понятия не имеет ни о каком ЖЖ и ни о каком Интернете.
"ДП": Корпорации и политики очень интересуются Интернетом как средством манипуляции. Как вы оцениваете попытки сделать то же самое с блогосферой?
Андрей Подшибякин: Российская блогосфера — среда очень скептическая и яростно сопротивляется любым попыткам как–то собой манипулировать. С учетом в большинстве своем чудовищно топорных методов, используемых для этого, я думаю, что никакие манипуляции в данном случае не пройдут.
"ДП": Насколько велика опасность того, что блогосфера будет по большей части продана или приватизирована?
Андрей Подшибякин: Это довольно дилетантское представление о происходящем в блогосфере и вообще в Интернете. "Проданы или приватизированы" могут быть только площадки, с самими блогерами ничего такого произойти не может: на всех ни у кого денег не хватит. Если предположить, что ЖЖ станет непривлекательной платформой, люди уйдут на другую блог–платформу, или создадут новую, или вообще придумают новые форматы самовыражения. Социальные медиа всегда были и будут на несколько шагов впереди попыток коммерциализации себя.
"ДП": Действительно ли для человека, ведущего блог, так уж важна обратная связь?
Андрей Подшибякин: Я сам по первой профессии журналист и вижу, что обратная связь через блоги довольно важна для самоощущения. Традиционные СМИ — односторонний канал коммуникации; человеку, долгое время им пользующемуся, рано или поздно начинает срывать крышу от ощущения своего величия.
Блогосфера в этом смысле — хороший инструмент для сохранения собственного психического здоровья. Почти никогда это не связано с каким–то публичным покаянием и /или отречением, но, поверьте, все это очень полезно для внутреннего самоощущения.
"ДП": Часто ты не видишь в рейтингах "самых горячих блогов" каких–то важных тем. Насколько велика цензура в таких списках?
Андрей Подшибякин: Вы не видите разницы между самими блогами и инструментами их рейтингования. С рейтингами возможны самые разнообразные манипуляции; более того, единого понятного всем рейтинга популярности записей в блогах нет до сих пор.
Одна из причин этого — невозможность определить точные критерии популярности записи (число ссылок? посещений? комментариев?) и огромный потенциал для разного рода манипуляций. Пока единственным критерием популярности блога, поддающимся обсчету, остается количество его подписчиков ("френдов"); все остальное — на уровне ощущений.
"ДП": Почему у нас нет пока русской штуки, аналогичной Twitter?
Андрей Подшибякин: У нас нет очень многих русских штук: например, нормальной социальной сети, нормального интернет–аукциона и т. д. Конкретно с Twittеr, как мне кажется, все упирается в ограничение в 140 знаков: человеку, хоть раз писавшему сочинение о свободолюбивой лирике Пушкина, невозможно уместить свою мысль в такие рамки. Кроме того, непонятно, зачем нужен его русский аналог, когда Twittеr и так уже существует и в нем можно писать по–русски.
"ДП": Каков следующий этап развития блогосферы?
Андрей Подшибякин: Сама концепция блогов — во многом устаревшая в техническом и идеологическом смысле история. Сегодняшний Интернет уже почти не предполагает формата развернутого высказывания о наболевшем. Тем не менее рискну предположить, что дальнейшая жизнь блогосферы будет связана с мобильными телефонами и с дальнейшей интеграцией в соцсети. Что касается контентной части, то сейчас коллективный разум ЖЖ уже явно наигрался в социальную журналистику и ищет новые формы самовыражения.