Европейцы привезут в Россию стандарт энергоэффективного здания

Автор фото: Байгушева
Кирилл Иванов

Президентские поправки в закон "О техническом регулировании", дающие производителям право использовать зарубежные стандарты, были приняты Госдумой в декабре прошлого года. 24 июня в Петербурге прошла международная конференция Longlife 2010 ("Долголетие 2010"), посвященная проекту в области энергоэффективного строительства. Эксперты расходятся во мнениях о том, будет ли в России востребован европейский стандарт энергоэффективного здания.

К концу 2011 года участники Longlife 2010 (Германия, Дания, Литва, Польша, Россия) планируют представить евростандарт энергоэффективного ресурсосберегающего жилого здания, который бесплатно сможет использовать любая строительная фирма.
По мысли его создателей, для возведения такого здания строительная компания будет вынуждена вложить на 20% больше денег и настолько же повысить цену за квадратный метр.
"При этом покупатель квартиры, который заплатит на 20% больше, будет платить меньше за коммунальные услуги и таким образом вернет эти деньги через 15 лет", — рассказал ведущий партнер Longlife, профессор Берлинского технологического института Клаус Рюкерт.
Кирилл ИвановС российской стороны в проекте Longlife принимают участие Ассоциация инженеров по вентиляции, отоплению, кондиционированию воздуха и строительной теплофизике (АВОК), ОАО "Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования", компания "ПЕНОПЛЭКС", Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и другие петербургские организации.
Кирилл ИвановОптимистично проект оценил коммерческий директор ООО "Управляющая компания "ПЕНОПЛЭКС Холдинг" Кирилл Иванов.
"Двадцатипроцентное увеличение затрат на строительство окупается за 15–20 лет за счет значительного сокращения потребления энергии на обогрев и охлаждение здания. А при нынешнем росте стоимости электричества, газа и прочих энергоносителей — значительно быстрее. Поэтому при сроке службы здания более 50 лет, проекты энергосбережения становятся выгодным для вложения средств, и многие начинают это осознавать", — считает он.Арсений Васильев
"На нашем рынке покупатель больше обращает внимание на первоначальные затраты на жилье, чемАрсений Васильев на дальнейшие эксплуатационные расходы. Несмотря на это потребительский интерес к энергоэффективным зданиям постепенно растет. Поэтому в будущем объем жилищного строительства по европейскому стандарту в Петербурге может достичь 20–30%", — считает генеральный директор ООО "Управляющая компания группы "УНИСТО Петросталь" Арсений Васильев.
В России, в частности в Петербурге, схема, предложенная участниками Longlife, не будет привлекательна ни для строительных компаний, ни для покупателей, считает заместитель генерального директора ЗАО "Компакт" Сергей Свешков.
"В Петербурге уже есть стандарты энергоэффективного здания. Например, один из таких стандартов разработала АВОК. Сумма переплаты при строительстве по этому стандарту составляет 2–3%. Поэтому вложение в недвижимость на 20% больше, с тем чтобы через 15 лет вернуть эти деньги, я себе плохо представляю", — сказал он.
Сергей Свешков"У нашей ассоциации действительно есть такой стандарт, — прокомментировала выпускающий редактор издаваемого АВОКом журнала "Инженерные системы" Марина Гримитлина. — Но не стоит воспринимать его в качестве конкурента евростандарта, над которым работают члены проекта Longlife. У российских и европейских участников нет даже общего представления о понятии энергоэффективности. Европейцы, например, вкладывают в него еще и экологическую составляющую. Свое участие в проекте мы рассматриваем как обмен опытом. Тем более что российской стороне европейский опыт по понятным причинам очень интересен", — сказала она.
"Касательно Ленобласти, интерес к евростандарту возможен у муниципалитетов, — считает заместитель генерального директора по инвестициям ОАО "Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования" Виталий Смирнов. — Если в конкурсе на строительство социального жилья одной из норм была бы энергоэффективность и если бы для плохо обеспеченного класса людей жилье стоило бы недорого, только в этом случае я вижу интерес тиражирования энергоэффективных домов".
"Но если взять во внимание, в каком состоянии у нас находится система ЖКХ, и что монополисты не заинтересованы в понижении стоимости своих услуг, становится понятно, что особенной перспективы для развития энергоэффективного строительства нет, — считает он. — Однако прототип такого здания должен быть, и его нужно предлагать. Мы, например, скорее всего, попробуем на одном из своих участков в Ленобласти построить дом, приближенный к евростандарту Longlife".
"На российском рынке евростандарт может быть привлекателен только при определенной поддержке со стороны государства. Причем это касается не только денег, но и других выгод. Только при этих условиях строительные компании могут проявить интерес к проекту", — считает Марина Гримитлина.
Longlife проходит в рамках программы Евросоюза. Поэтому проект энергоэффективного здания, вероятно, будет предусматривать и закупку европейских строительных материалов.
"Такое вполне возможно, поскольку российский рынок в производстве высококачественных стройматериалов заметно отстает, — полагает Арсений Васильев. — К сожалению, у нас мало компаний, которые реально могут инвестировать в подобное производство. Поэтому при строительстве по евростандарту будет использовано, в основном, европейское производство".
Сергей Свешков"Если евростандарт действительно будет предусматривать европейское оборудование, российские компании будут закупать его у европейских производителей, филиалы которых расположены в России", — считает Сергей Свешков.
"Имея опыт работы на рынках Прибалтики, мы с уверенностью можем сказать, что в Европе умеют считать деньги и на тендерах побеждает не страна-производитель, а соотношение цены и качества. В России есть производители высокоэффективных теплосберегающих строительных материалов. Они активно участвуют в формировании культуры энергосбережения, что уже приносит свои плоды", — рассказал Кирилл Иванов.
Евросоюз 2 года назад выделил 2,4 млн евро на проект Longlife. Деньги были рассчитаны на финансирование всех пяти стран-участниц.
"Каждая из стран, кроме России, заключила с ЕС соглашение, по которому она может использовать эти деньги. Поэтому российскую долю мы должны вернуть в Евросоюз. Но поскольку нам важно участие российских партнеров, Германия, Дания, Литва, Польша совместно финансируют их семинары и конференции", — сообщил Клаус Рюкерт, добавив, что причины незаключения соглашения ему неизвестны.