Марш с вилами

Премьера «Лауренсии» в Михайловском театре подтвердила, что назначение Михаила Мессерера главным балетмейстером -- лучшее кадровое решение за те 3 года, что театр возглавляет Владимир Кехман. Мессерер -- не просто балетный педагог с мировым именем. Он имеет собственную систему эстетических взглядов и волю, талант, профессионализм их реализовывать.

Взгляды эти естественным образом растут из биографии Мессерера. Он представитель легендарной балетной семьи XX века, знаток, кроме всего прочего, хореографии «сталинского классицизма», а с другой стороны, уехав в 1980-м из СССР, он за три десятилетия стал внутренне свободным гражданином мира. Эта свобода позволяет Михаилу Мессереру отделять хореографию от времени, когда она создавалась, и видеть ее самодостаточную ценность.
«Лауренсию» в 1939 году поставил в Кировском театре великий танцовщик Вахтанг Чабукиани. Мессерер, использовав сохранившиеся фрагменты текста, сочинил собственный спектакль, который убедил: многократно проклятый жанр советского драмбалета на самом деле жизнеспособен. Казалось бы, скрещение драматического и танцевального театра извращает природу того и другого, и в балете главное танцы. Ан нет -- танцы, которых в нынешней «Лауренсии» предостаточно, не отслаиваются от пантомимы. Потому что героям даны характеры, выраженные именно пластическими средствами, и артисты азартно и заразительно танцуют-играют образы.
В результате история про свободолюбивых испанских крестьян (либретто Александра Крейна написано по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна»), отстоявших своих девушек от посягательств сластолюбивого феодала, прямо-таки захватывает (особенно впечатляет до-минорный марш восставших женщин с вилами). Притом живость сопереживания не противоречит чисто интеллектуальному удовольствию воочию увидеть архаичную эстетику. Из которой, увы, выбиваются сценография и костюмы: ядовитые анилиновые краски явно противоречат обаятельному хореографическому антиквариату.
Дмитрий Циликин, журналист