Бизнес-класс становится средним

Автор фото: Trend
Людмила Юшина

На рынке коттеджных поселков бизнес-класса большая часть объектов плавно перетекает в сегмент ниже - средний класс. При этом вместо просторного дома предлагается более скромный по площади и по материалам строительства, а вместо большего участка – меньший.

Это связанно с падением спроса и снижением покупательской способности
клиентов
. Эксперты рынка рассказывают, что сейчас снижается стоимость
объектов в бизнес-классе, однако делается это за счет ухудшения различных
характеристик как самого дома, так и поселка в целом (многие заявленные объекты
инфраструктуры в итоге не строятся, становится более скромным ландшафтный
дизайн).
По словам специалистов "Петербургской
Недвижимости",
можно добиться удешевления

домовладения на 10 – 20%, сократив площадь дома,
размер участка и использовав для строительства другие материалы. Правда, в таком случае вопросы качества уйдут на
второй план. Если в настоящих поселках бизнес-класса предполагается, что все
дома либо уже построены, либо с покупателем заключается договор обязательного
подряда в определенный срок, что более или менее гарантирует "порядок" и
очередность строительства домов в поселке, то в среднем классе по соседству
могут продаваться и участки без подряда, и участки с подрядом, и готовые дома.
Такую же тенденцию отмечает и Людмила Юшина, руководитель загородного
направления Общества землепользователей "Прогаль", которая
рассказывает что значительная часть объектов "уходит" по цене в диапазон
ниже бизнес-класса
.
При этом все вышеуказанное касается обычно не всего проекта, а лишь некоторых
объектов, поэтому в целом число коттеджных поселков бизнес-класса не
уменьшается, а ухудшаются лишь их характеристики. А в самих поселках уменьшается
число домовладений. Средние цены снижаются не слишком активно, однако, при этом
цена сделки в итоге может сильно отличаться от заявленной.
Бизнес-класс не покупают
Юрий
Загоровский"Спрос на коттеджи бизнес-класса значительно снизился

по сравнению с докризисным периодом, - рассказывает
Юрий Загоровский,
президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО, председатель совета директоров ГК "ДАРКО", – Многие
предприниматели или топ-менеджеры, которые планировали строительство или
приобретение коттеджа бизнес-класса, пересмотрели эти планы в пользу одного из
трех вариантов. Это аренда коттеджа на летний период, обустройство отдыха на
имеющемся загородном объекте с более скромными параметрами с незначительными
вложениями в улучшение их качества, или отдых по различным туристическим
программам. В связи со снижением спроса и необходимостью срочного решения
возникающих финансовых проблем в бизнесе, продавцы идут на значительное
понижение в цене. Стоит отменить, что цены по сравнению с 2008 годом снизились
на 30-40%, при этом сейчас торг составляет до 10-20% от
рекламной цены".


Людмила Юшина рассказывает, что
сегодняшние покупатели стали более экономными
. Более того, они

не готовы платить дорого за неясные перспективы и обещания
строительства в коттеджном поселке объектов инфраструктуры или охраны. По ее
мнению, цены сейчас завышены, а коттеджи бизнес-класса большинству покупателей,
относящихся к российскому среднему классу, на который по идее они и рассчитаны,
сегодня не доступны.
"Бизнес-класс как таковой оказался посередине между
реальными потребностями покупателей в низком и в высоком ценовом диапазоне, -
говорит эксперт, – На удивление в снежном и вьюжном феврале увеличилось число
просмотров и выросло количество сделок на вторичном рынке в сегменте элита, где
стоимость домов с участками – от 15 млн. руб. При этом еще одна существенная
часть покупателей предпочитает дешевые дома, которые лежат в диапазоне ниже, чем
бизнес-класс. Если раньше многие задумывались о покупке дома, предназначенного
для постоянного проживания, то, судя по нашим продажам, сейчас в том числе и в
дорогом диапазоне, больше покупают "сезонные дома".