Убийство по сценарию

СПб. «Я готова одолжить $400 тыс., но хочу быть уверена, что не он убил режиссера. -- А какая разница? Ты же ничего не теряешь в любом случае».

В ресторане беседуют 10 молодых людей. Они играют в поиск преступника. По сюжету, в отеле, затерянном высоко в горах, снимается фильм. Но режиссер убит кем-то из съемочной группы. Для всех десятерых, включая его вдову и актеров, это шанс изменить сюжет, хотя бы собственной игровой карьеры.
Первым делом ведущий просит игроков определиться: «Если кто-то хочет быть злодеем, скажите мне». «Парочка злодеев среди нас точно есть», -- отозвался юноша в роговых очках. Потом каждый из игроков получил буклет с описанием сюжета. Рассматриваю свой. Памела Блэк, дочь ветерана войны во Вьетнаме, мечтает сняться в фильме режиссера своей мечты. В конце буклета обозначены цели -- получить роль в фильме, вернуть бывшего возлюбленного, со всеми кокетничать, найти убийцу. На все -- три-четыре часа, как объяснил ведущий. Очень кстати в конверте карточки с нарисованными сотнями тысяч долларов. Кажется, они должны помочь открыть любые двери. Ага, тут же и ценный совет -- найти некоего Тачворта и убедить его выполнить свое желание, отдав ему карточку «желание» (прилагается).
Бизнес играючи
Идея игр с детективным сюжетом принадлежит петербуржцу Алексею Корсуну, IТ-консультанту и активному тусовщику. Сейчас он совмещает собственный бизнес с работой по найму, но надеется, что квесты станут его основным занятием. Отметив для себя бешеную популярность «кабинетных ролевых игр» (так, оказывается, называют игры за столом), он подумал, не перенести ли на местную почву популярное американское развлечение -- Murder Mystery Games. Адаптация состоит прежде всего в бизнес-модели. Американцы продают комплекты для игры -- карточки с ролями персонажей, улики, вещдоки, буклеты со сценариями. Алексей -- саму игру. Билет стоит 400 рублей. Играть могут 10-15 человек. Квесты случаются один-два раза в неделю, впрочем, частота напрямую зависит от количества сценариев. Сейчас их три -- «Приют для убийцы» (эпопея с попытками снять голливудский фильм), «Бегство через Атлантику (сюжет из Второй мировой войны) и «Пираты». Скоро новые игры будут придумываться каждый месяц, уверен Алексей. Впрочем, он и сейчас с успехом продает франшизы в другие города. Квестоманией увлеклись Москва и Екатеринбург. Игра шагает дальше на Восток.
Самая большая статья расходов -- аренда зала в ресторане или кафе. Идея зарабатывать еще и на спонсорской поддержке пока себя не оправдала, но Алексей верит, что еще не вечер. Продаются игры и в подарок на день рождения.
«Сам я играл миллион раз. Мне нравится каждый раз общаться с разными людьми. Я делаю сюжет сложным, чтобы у игроков было как можно больше целей и они запутались. Так появляется настоящий интерес. Еще я заметил, что абсолютно все игроки знакомы между собой через одного-двух человек. Это потрясающе!» -- радуется Алексей.
Паутина интересов
Насчет сложности -- чистая правда. Иду искать Тачворта. Нахожу по бейджику и спрашиваю: «Вы не знаете, кто режиссер фильма «Бабочка»? (От ответа зависит то ли кто убил режиссера, то ли роль в будущем фильме). -- «Я думаю, что ему лет за сорок», -- кажется, невпопад отвечает Тачворт. Несколько секунд изучаем друг друга, пытаясь понять, сколько параллельных смыслов имеют вопрос и ответ. «А вы, Памела, можете мне быть чем-нибудь полезной?» -- «Вряд ли».
У соседей такая же катавасия: «Почему вы все время защищаете Фила?» -- «Как мне его не защищать, если я его подсадила на травку!»
Игра состоит из сложной цепочки вопросов, догадок, подозрений, озарений и напоминает то ли допрос, то ли попытку защитить проект на каком-то собрании очень важных людей. Сценарий крепко держит в тисках. Можно играть строго по сюжету, но все равно непонятно, противник играет личную или сюжетную роль. Кто путает карты, кто сбрасывает туза, кто действительно помогает, а кто использует в своих интересах. Почти как в жизни.
Наша команда свои цели решила: отель купил не тот, у кого было больше денег, а тот, кто больше всего хотел. Главную роль в фильме получила лучшая актриса. Но фильм в целом, как объяснил ведущий, получился никудышным и провалился в прокате.
В России первыми квестами были уличные игры с поисками сокровищ или преследованием преступников. Но Алексей настоящими конкурентами считает не их. В более низком ценовом сегменте квесты конкурируют с «Мафией» и настольными играми, в высоком -- с ролевыми тренингами стоимостью от 100 тыс. рублей.
Алексей Явич
Директор городской приключенческой игры Spb Urban Race
Популярность ролевых детективных игр связана с тем, что это нетривиальный вид развлечения. Люди ищут свежих эмоций, а здесь они даются сравнительно легко, достаточно заплатить взнос, а впечатлений на полгода. Успешных примеров не так много -- «Бегущий город» существует уже 10 лет, а вот проект «МегаФона» «МегаКвест» недавно закрылся. Основные деньги все-таки привлекаются не от участников, а от спонсоров. Но нужна очень продуманная стратегия продвижения, так как люди, не вовлеченные в игру, игры не видят.