Дмитрий Олюнин: "Кредит — это легальный допинг"

Автор фото: Trend
Дмитрий Олюнин

Председатель правления ОАО "Банк ВТБ Северо–Запад" Дмитрий Олюнин рассказал "Деловому Петербургу", почему городской бизнес неуклонно стареет, кто спровоцировал финансовый кризис и где искать дорогу молодым.

"ДП": Как обстоят дела с корпоративным кредитованием? Говорят, банки бегают за бизнесом, а бизнес кредитов не берет?
Дмитрий Олюнин: Мы не видим восстановления спроса, под который бизнес мог бы кредитоваться. Те средние предприниматели, которые выжили, и раньше не брали много кредитов. По нашим прогнозам на 2010 год, рост в среднем сегменте составит не более 6%. С крупным бизнесом ситуация лучше. У многих банков в принципе стоит задача оздоровить кредитный портфель за счет новых кредитов, чтобы обеспечить поток доходов. Поскольку пассивы для них становятся менее дорогими, банки идут на снижение ставки и новым кэшем потихонечку растворяют старые проблемы.
"ДП": Сколько, по вашей оценке, в Петербурге крупных клиентов?
Дмитрий Олюнин: Не так мало. Если считать по нашей классификации, с выручкой от 3 млрд рублей и выше, знаю, что в Ленинградской области их 50, в Питере — около 304. Другое дело, если говорить о топ–компаниях с выручкой порядка 20 млрд, то их круг гораздо более ограничен. В Северо–Западном регионе их где–то 70, в Питере, соответственно, около полусотни.
Дмитрий Олюнин Дмитрий Олюнин
"ДП": Это верхний сегмент бизнеса, который неплохо себя чувствует. Вопрос со средним. Им как раз владеют и управляют люди "сорок с плюсом". Вы не находите, что этот кризис оказал на них шоковое воздействие и они решили существующий бизнес превратить в дойную корову и не заниматься развитием новых инвестиций?
Дмитрий Олюнин: Любой кризис оказывает достаточно серьезное воздействие на предпринимательскую активность и среду. Существуют и ощутимые административные барьеры. Если они ослабнут или их вообще удастся убрать, тогда, возможно, это поспособствует притоку новой крови. Конечно, в 1998 году был шок, какие–то люди тогда отсеялись. 2008 год — повторный сильный шок и при этом достаточно продолжительный.
Длительное время между двумя кризисами все чувствовали эйфорию роста. Было ощущение, что да, есть проблемы, коррупция, неэффективная система государственного управления, очень сложные процедуры открытия бизнеса, лицензирование и т.д. Но есть рост, есть за что бороться, радужные перспективы впереди.
Сегодня многое из достигнутого за годы роста потеряно (возвращаюсь к вашему вопросу о предпринимателях "сорок с плюсом"). Заново проходить этот путь с возрастом становится все сложнее. Я думаю, это вопрос психологический. Когда тебе 20 лет, лезть на стену — это одно, а когда уже 45 — начинаешь задумываться. Здоровье пошаливает, семья большая. Это нормально.
Предпринимательство — это способность принимать риск. Это раз. Второе: предпринимательство — это творчество. Если творчества нет, но есть деньги и этот риск хорошо оплачивается, ну ладно. А если творчества нет и риски в итоге оборачиваются потерями, повторять такие эксперименты остается меньше желающих.
"ДП": А малые предприниматели?
Дмитрий Олюнин: Мы не кредитуем малый бизнес. Наш целевой сегмент начинается от 100 млн рублей выручки в год.
"ДП": Это если считать по денежной выручке. Но за деньгами стоят люди. Новые лица появляются?
Дмитрий Олюнин: Нет. Есть молодые, например руководство Кировского завода, а вот новых лиц нет. Сама система стареет. Самые крупные компании — это сырье, госбюджет, инфраструктура. Понятно, что парню в 25 лет, чтобы попасть в этот бизнес, нужны либо родители, но они пока живы, поэтому сами справляются, либо какое–то уникальное сочетание звезд. Таких примеров мало.
Молодой предприниматель может активно и успешно реализовать себя в инновационной сфере, где достаточно небольшие первоначальные инвестиции, но они могут дать очень большой "разводной" капитал. Там нужно творчество, но таких сфер не так много. У нас в стране традиционная экономика, Северо–Запад — вообще без инновационных отраслей, если не считать связь.
"ДП": А будут появляться новые крупные клиенты?
Дмитрий Олюнин: Я не думаю, что в 2010 или даже 2011 году мы увидим резкое увеличение нового бизнеса. Вырастет на 5%, но это в пределах статистических колебаний: естественное разделение существующих бизнесов, приход новых компаний в регион, дочерние компании.
Я не вижу потенциала для появления новых фирм. Понятно, что они в рамках инвестиционных проектов появляются. Но это скорее штучные вещи, а не общая тенденция.
"ДП": Люди, которые устали заниматься бизнесом, наверное, освободили поле? Какие–то отрасли стали менее конкурентоспособными?
Дмитрий Олюнин: Все сегменты заняты. Падение спроса не столкнулось с недостатком предложения. Сегодня нет отраслей, в которых был бы неудовлетворенный спрос. Вот будет рост, тогда, возможно, появятся новые игроки.
"ДП": Все говорят, что кризис в головах…
Дмитрий Олюнин: Кризис в головах прошел. Паника, ожидание второй волны, которая придет и смоет, прекратились. Обзоры рынков недвижимости показывают, что ничего драматично не упало. Облигации все погасили, международные займы не привели к банкротству. Помните, говорили: недвижимость будет стоить 25% от того, что есть? Упала на 20%. С этим можно жить. Осталось 80% — это немало.
Собственники потихонечку успокаиваются, потому что они все–таки потеряли не 80%, а 20. Проблемы международного заимствования выглядели очень угрожающе, но все долги реструктурированы. Программа ВЭБа, выделение бюджетных средств на реструктуризацию международных займов, в 2008 году была не полностью использована. В 2009–м этой программой вообще никто не воспользовался.
Просроченная задолженность не достигла критического уровня 40%, а остановилась на 15%.
Мы ожидаем, что в среднем по банковской системе размер итоговых потерь составит не более 5–7%. Многие активы, если рынок начнет нормально развиваться, будут в цене расти. Понятно, что владельцы бизнесов, как только у них появится такая возможность, запустят крупные инвестиционные проекты с заделом на 5–7 лет, задействуют кредитное плечо. Кредитование — это источник роста, легальный допинг, которым надо уметь правильно пользоваться.
Это естественный инструмент роста. Будущими доходами мы расплачиваемся за возможность сегодня вложить намного больше, чем могли бы, используя только собственные средства. С другой стороны, конечно, нельзя допускать кредитного перегрева, как это было в Соединенных Штатах.
Я считаю, что американское правительство спровоцировало кризис. Америка хотела расти, надо было поддерживать темпы роста, последние 10 лет они были 0,3–1%. Стимулирование потребления и экспорт капитала были основными источниками, которые позволяли поддерживать рост экономики. На какой–то момент это было оправдано, но произошел перегрев. Дальше он усилился тем фактом, что экономика глобальна. Такая же политика велась не только в США, но и в Европе, хотя и в меньших масштабах.
"ДП": Сейчас активно обсуждается идея жизни без кредита, отказа от кредитных карт. Примерно такая же ситуация в корпоративном секторе, когда проще взять деньги на время и расплатиться своей прибылью или долей в компании.
Дмитрий Олюнин: Я не верю в то, что можно и, главное, нужно жить без кредита. Вопрос в том, способен ли человек сам себя контролировать или его надо ограничивать некой сторонней силой, которая будет его позывы, его животные инстинкты как–то уравновешивать. Я думаю, что это и вопрос финансовой грамотности населения, и управления общей системой. Можно отказаться, но зачем? Удобно иметь кредитную карту. Другое дело, что нужно уметь соизмерять свои возможности.
Что касается корпоративного бизнеса, то я уже говорил: средний сегмент кредитуется меньше. Но я не вижу, чтобы экономика росла только за счет того, что берут деньги только у себя, а у банков не берут. Да, мы планируем низкий кредитный рост, но я его связываю просто с низкой активностью клиентов и с резким падением выручки. Вкус к риску снизился, по крайней мере на какое–то время.
Чем дольше продолжается стагнация, тем сложнее выходить из этого состояния. Но нельзя сказать, что банки не кредитуют. Понимаете, банк либо идет вместе с рынком, берет на себя риски и их диверсифицирует, либо теряет долю и уступает ее другим банкам.
"ДП": Есть ли у вас рейтинг отраслевых рисков?
Дмитрий Олюнин: Это вопрос не к отрасли, а к конкретным проектам, а если эта отрасль затоварена, то там не окажется проектов, которые будут достаточно убедительны, для того чтобы мы могли их кредитовать. У нас есть рейтинг заемщиков. Но он в первую очередь не отраслевой, он касается финансового положения и перспектив развития конкретного клиента и его денежных потоков.
Справка: ОАО "Банк ВТБ Северо–Запад" (ранее — ПСБ) в структуре группы ВТБ развивает корпоративный бизнес на Северо–Западе РФ и в Кировской области. Занимает 19–е место в стране по объему активов (201 млрд рублей).
Дмитрий Олюнин: родился в 1968 году в Ленинграде. В 1993 году окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат экономических наук. С 1996 по 2003 год входил в состав руководства Всероссийского банка развития регионов. С 2004 года работал во Внешторгбанке в должности вице–президента.
В феврале 2006 года назначен первым заместителем председателя правления ОАО "Промышленно–строительный банк", курирующим вопросы интеграции ПСБ в группу ВТБ. Возглавляет банк с декабря 2007 года. В марте этого года руководство группы ВТБ начало юридическое слияние банков "ВТБ" и "ВТБ Северо–Запад". Таким образом, уже в апреле 2011 года "ВТБ Северо–Запад" превратится в региональный центр банка "ВТБ". В ведение регионального центра помимо действующей сети "ВТБ Северо–Запад" передадут филиалы головного банка в Петербурге, Калининграде, Сыктывкаре и Вологде.