Реформа госучреждений: за и против

Автор фото: "ДП"

В среду Совет Федерации принял закон, который, возможно, приведет к самой масштабной реформе системы образования, здравоохранения и культуры за все постсоветское время.

Бюджетные учреждения будут финансировать лишь в рамках госзаказа. Изменения ударят по тем престижным школам, куда детей все еще берут за таланты, а не за деньги родителей.
Принятый закон называется очень длинно и очень невыразительно: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Формально речь в нем идет об изменении статуса бюджетных организаций, которые будут разделены на три типа: казенные, автономные и бюджетные.
Следствием закона, однако, будет коренное изменение системы их финансирования с фактической отменой бесплатного среднего образования и здравоохранения.
"Логика закона в том, чтобы отделить государственные обязательства в области образования и социальной сферы от отношений школ, больниц и других учреждений с родителями и местными сообществами, — говорит Даниил Александров, заместитель директора по науке Петербургского филиала ГУ — ВШЭ. — Государство должно четко определить свои обязательства и дальше их исполнять".
Школам и больницам, например, будут давать деньги по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством стандарта бесплатного образования (лечения). За все, что выше лимита, придется платить. При этом гарантированных законом стандартов образования, здравоохранения, культуры пока не существует, как нет и нормативов затрат на исполнение этих услуг.
Реформа госучреждений: за и против Реформа госучреждений: за и против
Многие считают, что набор обязательных школьных предметов будет сведен к арифметике, русскому языку и основам религиозных культур в рамках дореволюционной церковноприходской школы. По той же схеме, что и раньше, будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, тюрьмы, психиатрические больницы и лепрозории. Автономные учреждения будут и вовсе отправлены в свободное плавание.
Власти озабочены тем, что деньги, выделенные на образование, до потребителя не доходят. Это, считает Даниил Александров, одна из причин принятия закона: "Надо понимать, что управляемость нашей страной ниже, чем об этом любят говорить. Поэтому должен быть госзаказ школам, поликлиникам и другим организациям, и государство должно требовать, чтобы он исполнялся. Все остальное оно не может и не будет контролировать".
Впрочем, даже глава фракции "Единой России" в Законодательном собрании Петербурга Вячеслав Макаров в четверг ничего не смог сказать о прошедшем три чтения в Госдуме и принятом накануне Советом Федерации документе. "Я пока еще этого документа не видел и не могу комментировать", — сказал Вячеслав Макаров.
Олег Нилов, глава фракции "Справедливой России" в ЗС, подозревает, что в день принятия закона "Единая Россия" намеренно отвлекла внимание СМИ и устроила "психическую атаку" в Законодательном собрании, организовав разбирательство по поводу плохого посещения собрания депутатом Плющенко.
"Закон нужен правящей партии, чтобы как можно больше в бюджете себе оставлять для различного творчества, — уверен Олег Нилов. — Реальная цель закона — сбросить с себя достаточно объемный, тяжелый и непонятный для них груз ответственности за образование и медицину. А так — рутина, нет творчества, когда нужно заниматься городским хозяйством, медициной, здравоохранением. То ли дело — построить мост куда–нибудь!"
Даниил Александров считает, что закон ударит по тем престижным школам, которые принимают детей на основе, например, результатов олимпиад и при этом не берут с них денег.
Председатель Совета Федерации Сергей Мироновкомментирует все слебующими словами: "Переход на субсидирование так называемого госзадания — это не что иное, как отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений.
Во–вторых, что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания и какова будет доля платных услуг? В–третьих, принципиально неправильно сводить функции бюджетных учреждений к оказанию услуг. Музеи, школы, театры, библиотеки — это ведь и сохранение, а зачастую формирование новых культурных ценностей. В–четвертых, законом ликвидируется субсидиарная ответственность государства за свои бюджетные учреждения. И, в–пятых, эти кардинальные изменения в социальной сфере происходят в условиях отсутствия законодательно закрепленных социальных стандартов".
Заместитель директора по науке петербургского филиала ГУ — ВШЭ Даниил Александров: "Для большинства престижных школ ситуация не изменится: они будут продолжать брать деньги, только раньше они брали под столом, а теперь будут делать это прямо.
Ситуация изменится для небольшого количества специализированных школ, которые могут быть реальными каналами мобильности для детей из не слишком обеспеченных семей. Например, для физико–математических школ, для которых закон будет реальной катастрофой. Эти школы плохо приспособлены для того, чтобы подымать деньги помимо того бюджета, который они получают. Если бы параллельно с этим законом была принята программа создания таких специализированных школ, как когда–то в 1960–е годы, тогда не было бы возражений. А школам иностранных языков и танцев будет гораздо легче".