Бизнес ушел в облака

СПб. Михаил Хургин и Михаил Харламов в бизнесе 4 года. Вместе они успели открыть и продать сеть кислородных баров, основать IT-компанию и разработать систему автоматизации.

Первый бизнес -- сеть кислородных баров в торговых центрах, несмотря на кажущуюся легкость, стал для выпускников матмеха СПбГУ настоящей школой жизни.
«Страх получить штраф за непробитый чек, работа с наличными деньгами, проблемы с часто меняющимся неквалифицированным персоналом…» -- вспоминают теперь уже с улыбкой учредители ООО «ИТигрис». Последней каплей стала новость о повышении арендной платы в несколько раз и последовавшее за ней предложение освободить занимаемые площади.
Софт как услуга
Спустя 2 года «кризисного менеджмента» предприниматели продали воздушный бизнес и сфокусировались на том, что у них получалось лучше всего -- на программировании. «Сейчас мы продаем услуги. Наш бизнес выходит за пределы города. И самое главное -- его развитие ограничено только нашими возможностями, а не показателями проходимости торгового центра», -- говорят приятели, которые теперь работают по более интересной бизнес-модели.
Они сдают за небольшую месячную плату в аренду программное обеспечение для салонов оптики (система автоматизации бизнес-процессов). На ее разработку потратили год. Решились на этот долгосрочный проект, когда поняли, что в России ниша свободна, а в одной только Великобритании на ней зарабатывают три компании. Встретились с представителями Kodak Lens Vision Centre (объединяет десятки небольших сетей в Великобритании), проконсультировались по скайпу с компанией Optical Trading (США, Калифорния).
Для того чтобы понять, чего хотят российские клиенты, Михаил Харламов провел полтора месяца в сети «Ост-Оптик» (восемь салонов оптики на Дальнем Востоке). Писали программу с нуля, за образец взяли систему Optix (порекомендовали английские коллеги). В итоге получили сервис, учитывающий в том числе работу офтальмологов, которые выписывают рецепты, и работу мастеров по изготовлению и установке линз.
На создание системы потратили 3 млн рублей. Два из них заработали сами, один привлекли от первого клиента -- компании «Ост-Оптик». Для того чтобы выйти на самоокупаемость, нужно подключить 30 магазинов.
Для маленьких
Несмотря на то что у компании уже есть предварительные договоренности с несколькими заказчиками из Петербурга и Великого Новгорода, продавать услугу не так просто. Не все компании понимают, что удаленный доступ к системе и хранение информации на чужих серверах -- это безопасно и отвечает требованиям времени.
Владимир Скородумов, директор направления «Ретейл и дистрибуция» компании «КОРУС Консалтинг», считает рынок оптик интересным для небольших IT-компаний. «Крупные и средние интеграторы с мелкими сетями почти не работают, при этом решения, работающие по модели software as a service, -- хороший выход для небольших ретейловых сетей, которые не могут позволить себе крупные вложения в IT-систему», -- говорит Владимир Скородумов.
По оценкам «ИТигрис», в Петербурге работает 300-350 салонов оптики, в России таких салонов 4-5 тыс.