Игорь Масленников: "каждый рубль, который приходит в наш кинотеатр, оказывается в Голливуде"

Автор фото: "Итар-Тасс"
Игорь Масленников

Кинорежиссер, создатель картин про Шерлока Холмса Игорь Масленников рассказал о том, почему он не получает ни копейки от проката этого фильма, и почему новая система финансирования кино приведет к узакониванию откатов.

Масленников - не только автор сериала о Холмсе. В "Зимней
вишне" он создал жанр семейной мелодрамы в нашем кино. Несколько лет назад снял
фильм про петербургских взяточников (на деньги московского правительства). Его
последний фильм не менее актуален - он рассказывает о ложном банкротстве.
"ДП": Что побудило вас снять трилогию о русском
капитализме?
Игорь Масленников: Сразу после перестройки мы с Ириной
Мирошниченко хотели снять фильм "Без вины виноватые" по Александру Островскому.
Денег мы не нашли, хотя она тогда была заместителем министра культуры
московского правительства. Но я тогда по-новому посмотрел на Островского. Он
замечательный, великий драматург.
Конечно, у его пьес старомодная форма: они подробные, с
бесконечным количеством объяснений и повторов, что характерно для театра того
времени. Но его пьесы обладают одним удивительным свойством: их населяют живые
люди, живые характеры. Когда приглашаешь актера на роль по Островскому, никто
никогда не отказывается. Поэтому в картинах, которые я потом снял, снимались
лучшие актеры, снимались все те, кого я хотел.
Островский удивительно отразил возникновение капитализма в
России после отмены крепостного права, возникновение новой породы, когда
купцы-старообрядцы, замоскворецкие купцы перерастали в новый класс
капиталистов.
"ДП": Чем российские капиталисты сегодня отличаются от
героев Островского?
Игорь Масленников: В схеме взаимоотношений, связанных с
капиталом, все очень похоже. Было время, когда мы смотрели пьесы Островского и
ни черта не понимали: что такое вексель, акция, закладная. Теперь это очевидные
вещи. Дело не только в том, что мы теперь понимаем эти термины, а в том, что
рожи те же.
Национальные характеры те же. Сейчас они, может быть,
по-другому одеты и разговаривают на более странном языке, чем тогда - тогда
купцы говорили на нормальном русском, - но это те же национальные характеры. Эта
жуликоватая лихоимская рожа - она какой была, такой и осталась.
Я выбрал три пьесы Островского, которые ни разу не
экранизировались: "Волки и овцы", "Доходное место", и "Свои люди - сочтемся".
Первую картину мы назвали "Русские деньги", у нее 5 лет назад была всероссийская
премьера. Мы делали ее на деньги Министерства культуры, там играли замечательные
актеры - Алла Демидова, Зоя Буряк, Нина Ургант. Фильм основан на пьесе "Волки и
овцы", где показан механизм спекуляций землей и имениями и то, как используют
фальшивые, подложные документы.
Вторая пьеса, "Доходное место", связана с лихоимством и
взяточничеством петербургского столичного чиновничества. В ней детальнейшим
образом исследовано, что такое откат, что такое взятка, как покупаются услуги
чиновников. Эту картину мы сделали на деньги московского правительства.
"ДП": Вот это весьма иронично…
Игорь Масленников: Да, мы сняли картину про петербургских
взяточников на деньги московского правительства. Картина вышла под названием
"Взятки гладки", главную роль в ней сыграл Олег Басилашвили. А тема нашей
последней картины, которая так и называется - "Банкрот", - ложное банкротство.
Она сделана по пьесе "Свои люди - сочтемся".
"ДП": Очень характерный сюжет прошедшего года для делового
сообщества…
Игорь Масленников: Меня пригласили на показ картины в
"Российскую газету", где по субботам выпускался вкладыш с тысячами наименований
банкротств всякого рода. Газетчики были очень возбуждены по этому поводу и
говорили: да, ложные банкротства - это та липа, которую мы публикуем в большом
количестве! То, что произошло в фильме с купцом Большовым, происходило у нас во
время кризиса.
Ведь кризис возник на базе кредитования и желания не вернуть
кредиты, уйти от выплаты долга. Та же самая схема. В этом фильме тоже
замечательный актерский состав: Ахеджакова, Кулагин, очень хорошие молодые
петербургские актеры из БДТ, из Александринки. Это первая работа в кино новой
петербургской звезды Янины Лакоба. Она очень хорошая молодая актриса,
действительно неординарная.
Обычно роль Липочки, которую она играет, исполняют
кругленькие, пухленькие русские девушки, капризные, балованные, а тут совершенно
иное решение. Я поразился тому, как неожиданно можно сделать эту роль.
Подхалюзина играет артист БДТ Дмитрий Мурашов, тоже очень одаренный человек.
Фильм "Банкрот" мы делали на деньги Министерства культуры.
"ДП": Почему вы все время подчеркиваете, на чьи деньги снят
фильм?
Игорь Масленников: Потому что сейчас кинематограф, на мой
взгляд, ввергся со всеми новыми методами финансирования в какую-то невероятную
пропасть. Совершенно оголтело все развалили, разрушили - с явным желанием
произвести очередной материальный передел, чтобы другие люди уже шуровали этими
кинематографическими деньгами.
Тем более что Владимир Путин пообещал какие-то огромные
прибавки по сравнению с прошлой бюджетной поддержкой. Очень неприятная
обстановка, а самое главное - непонятно, увидят ли люди наши фильмы. Потому что
проката нет.
Вот ведутся разговоры о том, что государство должно
поддерживать кино, но кино должно зарабатывать и само… Само оно не может
заработать ничего, потому что в свое время на знаменитом Пятом съезде
кинематографистов была развалена система проката! На волне борьбы с
идеологическим прессом выкинули и ребенка.
Советский кинематограф был устроен по американской системе,
а именно: каждый рубль, заработанный в кинотеатре, потом оказывался в
кинопроизводстве. Каждая голливудская корпорация имеет свою прокатную сеть и не
только в Америке, а по всему миру. Поэтому они и не нуждаются в государственной
поддержке: им хватает денег от проката, чтобы финансировать свое собственное
кино.
Так же было и в СССР, у нас с довоенных времен была
скопирована американская система организации кинопромышленности и кинодела.
Теперь этого нет, прокат разворован, растащен. Сначала его просто растащили
всякие жулики, которые сделали в кинотеатрах мебельные и автомобильные салоны.
А сейчас это все оказалось в руках американцев. Тех самых
американцев, у которых сети по всему миру. Теперь каждый рубль, который приходит
в наш кинотеатр, оказывается в Голливуде.
"ДП": Что вы думаете о новой системе, когда восемь
продюсеров будут определять, кому и что снимать?
Игорь Масленников: Я скептически отношусь к этой системе. У
нас была система отношений с Госкино и Министерством культуры: существовали
редактура, экспертные жюри, я одно время был членом такого жюри. Потом в связи с
якобы борьбой с коррупцией распространился слух, что чиновники Госкино
занимаются откатами. Может быть, кто-то из них и занимался.
Как на духу могу сказать, что я никогда в жизни не платил
никому из чиновников за то, что они финансировали мои картины. Сегодня этакая
восьмибоярщина получилась. Отобрали несколько фирм, и я не понимаю, как теперь
они не будут брать откаты? По-моему, с гораздо большим удовольствием, чем
раньше, они могут сейчас это делать. Ведь без того, чтобы договориться с
хозяевами этих студий, ни у кого ничего снять не получится.
"ДП": Ваши фильмы о Шерлоке Холмсе сняты у нас, но
удивительным образом передают атмосферу Англии. Как вам это удалось?
Игорь Масленников: Я шел от своего представления об Англии.
Я ведь англоман с детства. Когда я был в эвакуации в Челябинске во время войны,
моим единственным чтением было полное собрание сочинений Диккенса
дореволюционного издательства "Нива". Поэтому Диккенса я знаю всего, и этот
вирус англичанства запал в меня. Мне всегда была интересна английская литература
с ее иронией.
Я люблю Вудхауза, Ивлина Во, Роальда Даля, Бернарда Шоу. Это
одна из причин, почему эти пять фильмов удались, хотя последний можно было бы не
снимать. Они комедии, в них сохранена интонация английского юмора.
Ведь в Англии без чувства юмора не проживешь. К тому же
комедии живут долго. Если посмотреть на список советских картин, которые
остались, то это Гайдай, Данелия, Рязанов. Все, что снималось с постными,
скучными лицами, выдыхается и исчезает. Фильмы про Холмса комедийные - мне
кажется, поэтому они живут.
До того как я стал режиссером, я был сценографом. Так что я
участвовал в создании образа Англии в картине вместе с художником Марком
Капланом. Каков был ключ к решению проблемы? Дело в том, что викторианская
Англия в смысле быта ничем не отличалась от русского интеллигентного приличного
дома того времени. Та же мебель, та же посуда, те же детали, тот же каминный
экран. По всему миру это покупалось у одних и тех же фирм.
Мы не искали никаких специальных "английских" вещей - просто
искали вещи того времени. Вплоть до того, что из дома приносили столовое
серебро, хрусталь и посуду. Не все можно было получить на студии, хотя в свое
время "Ленфильм" был очень богат: и реквизит был замечательный, и на мебельных
складах было много хорошей мебели. Теперь это все куда-то растащено,
исчезло.
"ДП": А вас впоследствии удивила реакция английской публики,
которая оценила это?
Игорь Масленников: Практически показывали ведь только
"Собаку Баскервилей". Эти фильмы не продавались телевидению за границу, потому
что они не попадали в стандарт, который существовал в то время: 52 минуты серия.
От нас же требовали, чтобы каждый фильм был больше часа.
Я случайно узнал, как наш Холмс пошел по миру. Это вообще-то
было воровство. Дело в том, что эти фильмы шли по телевидению соцстран, в том
числе ГДР, и Западный Берлин их скатал, и от них это пошло. Я это узнал от
членов клуба "Баскервильские собаки", куда входят англичане, немцы, французы,
японцы. Они приехали сюда посмотреть на меня и вручили мне документ, что я тоже
- "Баскервильская собака".
"ДП": Вы получили какие-то деньги от проката вашего
"Холмса"?
Игорь Масленников: Ничего. Эти серии перепродаются: сначала
"Ленфильм" продал их частному продюсеру в Москве, тот это перепродал, потом ими
владела "Газпроммедиа", а сейчас я не знаю, у кого права. Если бы я получал хотя
бы 1% от этих сумм, мог бы жить уже на Багамах.
Я не получал за эти фильмы ни копейки, кроме гонорара,
который получил, когда их делал. Такова наша кинематографическая система,
которая сейчас уже запуталась окончательно. Если вспомнить "Зимнюю вишню",
которая была родоначальницей жанра…
"ДП": Да, жанра семейных мелодрам. У вас был в голове рецепт
успеха этой мелодрамы: взять то, добавить этого?
Игорь Масленников: Нет, это просто удача. Как с популярной
песней - неизвестно, пойдет она или нет. Сейчас, правда, иногда это впихивают с
помощью рекламы. Кстати, когда Конан Дойлю говорили на старости лет, что он
автор "Шерлока Холмса", он багровел, топал ногами, был озлоблен и кричал, что
он, помимо этого дурацкого Холмса, написал еще немало приличных книжек!
Мне тоже хочется в таких случаях кричать, что помимо Холмса
я сделал за свою жизнь довольно много приличных картин. Я написал об этом две
книжки. Первая называется "Бейкер-стрит на Петроградской", а вторая - "Из личной
кинопрактики". Это не лекции по киноведению, а размышления с достаточной
степенью иронии на тему профессии кинорежиссера. Книга состоит из тезисов,
анекдотов, случаев - такая пестрая мозаика.
"ДП": Какой у вас следующий проект?
Игорь Масленников: Есть сценарий, который мы написали с
Владимиром Галуцким, с которым мы делали "Зимнюю вишню". Решили тряхнуть
стариной. Он мне сказал: давай на заключительном этапе сделаем трогательную
мелодраму. Я ходил-ходил и придумал один ход, а он написал хороший сценарий. Но
я не знаю, кому из восьми бояр теперь это дело предлагать.