22 февраля – Международный день корпоративной благотворительности

Во всем мире 22 февраля празднуют Международный день корпоративной благотворительности. Согласно данным исследований, 93% крупных, 83% средних и 60% малых компаний в России занимаются благотворительностью, то есть в большей степени, чем остальные субъекты социальной деятельности.

Согласно исследованиям, до 75% всех благотворительных денег в России сегодня составляют пожертвования компаний. Ежегодное исследование корпоративной благотворительности, проведенное в 2009 году показало, что только 40 компаний-респондентов потратили в 2008 году на благотворительность 7,073 млрд рублей. В докризисном 2007 пожертвования 26 компаний составили 13,78 млрд рублей. Все средства были направлены на программы, которые реализуются на территории РФ.
Среди лидеров российской корпоративной филантропии - ресурсодобывающие предприятия, представители энергетической, финансовой отрасли и компании, занимающиеся розничной торговлей. До недавнего времени благотворительность являлась лишь частью обязанностей сотрудника компании, сегодня такие компании как: "ТМК", "Лукойл", "АБС Холдинг", "М. Видео", "АФК Система", "ОГК-5", "Уралсиб", "Русский стандарт" имеют свой корпоративный благотворительный фонд.
При этом благотворительностью в тех или иных масштабах, согласно данным исследований, занимается абсолютное большинство коммерческих компаний - 93% крупных, 83% средних и 60% малых компаний. Они оказывают помощь детям-сиротам, ветеранам, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, поддерживают культурные проекты, детский спорт, талантливую молодежь, восстанавливают и строят храмы, оказывают комплексную помощь социальной сфере в регионах своего присутствия.
С наступлением кризиса большинство компаний были вынуждены пересмотреть объем благотворительной помощи, в тоже время, стала набирать силу тенденция вовлечения в благотворительную деятельность сотрудников. Сбор частных пожертвований, вещей и подарков, поддержка или организация волонтерских проектов, предоставление услуг pro bonо.
Несмотря на активное участие бизнеса в благотворительных проектах в обществе существует ряд негативных стереотипов - компании занимаются благотворительностью из-за налоговых льгот или в PR-целях, потому что это своего рода "взятка" или обязательное условие выживания, так как это помогает им добиться лояльности со стороны чиновников, местных властей и т.д.
На самом деле согласно на сегодня действующему законодательству РФ таких налоговых льгот для компаний не существует. Для большинства, особенно крупных, компаний потратить деньги на рекламу в PR-целях обходится гораздо дешевле, чем обеспечение благотворительного проекта. Кроме того, существующее негативное отношение к корпоративной благотворительности в обществе практически полностью нивелирует какой бы то ни было PR-эффект, и многие компании закрывают информацию о своих благотворительных проектах.
"Благотворительность по принуждению" действительно существует. Но все-таки более распространена практика поддержки социальной сферы региона присутствия компании исходя из целей самого бизнеса: создание благоприятных условий для сотрудников и их семей, поддержка стабильности в регионе.
Подготовлено по материалам Ассоциации грантодающих организаций России "Форум доноров".