Налоговые страхи бизнеса в 2011 году

СПб. Замена ЕСН страховыми взносами тревожит бизнес, налоговая нагрузка на который возрастет в 2011 году. Встанет дилемма: платить белую зарплату или сокращать персонал.

В «Деловом Петербурге» состоялся круглый стол, посвященный переходу в 2010 г. от единого социального налога (ЕСН) к выплате страховых взносов. Организатором круглого стола выступило петербургское отделение общественной организации «Деловая Россия».
Результат реформы предприниматели почувствуют в 2011 г., однако бизнес уже сейчас называет изменения несвоевременными, учитывая кризис.
Те компании, которые переживают сейчас не лучшие времена, встанут перед выбором: выплачивать белую зарплату сотрудникам, попадая под угрозу банкротства, либо сокращать официальные зарплаты, уводя их в тень.
В связи с кризисом 2009 г. многие предприниматели вынуждены были перейти на серые зарплаты для того, чтобы спасти свой бизнес. С 2010 г. ситуация усугубится из–за введения уголовной ответственности не только по отношению к работодателю, но и к сотруднику, получающему зарплату в конверте.
В феврале «Деловая Россия» встречается с Генеральным прокурором РФ, на этой встрече мы будем предлагать свои варианты выхода из создавшегося положения. Например, планируем предложить на несколько месяцев приостановить проверки, чтобы предприниматели могли больше узнать о новом законе.
А в целом, конечно, необходимо снижать налоги: это будет способствовать сохранению рабочих мест, социальной стабильности, развитию отечественного производства.
Мы и так вынуждены были покинуть ниши, которые тут же заполнили иностранные компании.
Если говорить образно: нельзя требовать у коровы молоко, если ее выгнать пастись на асфальт.
Эльгиз Качаев, председатель петербургского отделения «Деловой России»
Те изменения, которые вступили в силу недавно, на мой взгляд, как раз лояльны. Сумма налогов, неуплата которых влечет уголовную ответственность, сейчас гораздо выше, чем была раньше. (Раньше — 500 тыс. рублей для юрлиц, сейчас — 2 млн рублей. — Ред.). Сам механизм привлечения к уголовной ответственности изменился и стал направлен прежде всего на то, чтобы взыскать недоимку и добиться полной уплаты налогов.
В СМИ распространяли информацию, что в связи с этими изменениями работодатель не будет нести административную ответственность за уплату налогов, а ответственность в большей степени на работнике. Это не так, в этом плане никаких изменений нет, законодатель дифференцировал ответственность: если раньше в полной мере отвечал работодатель, сейчас отвечает и сам работник. Это касается социальных платежей.
Уголовную ответственность за неуплату подоходного налога в случае с серыми зарплатами несет либо работодатель по ст. 199–1 УК РФ, за неисполнение обязанности налогового агента, либо сам работник по ст. 198 УК РФ, если не задекларирует свой доход.
Сейчас мы привлекаем таких работодателей к административной ответственности со штрафами более 30 тыс. рублей и проводим проверки для привлечения к уголовной ответственности.
Евгений Орловский, начальник отдела по надзору за оперативно–разыскной деятельностью органов внутренних дел Прокуратуры Петербурга
Мы привыкли надеяться на государство. Рассуждаем примерно так: до старости далеко, начнем возмущаться, когда получим минимальную пенсию. Зачем говорить о серой зарплате, ответственности бизнеса? У нас нет социальной ответственности.
Сегодня часто приходится слышать, что ставки для бизнеса непомерно высоки, на дворе — кризис и платить налоги не будут. Но ведь ставку снижали и держали на таком уровне, а налоги все равно не платили — в сознании многих людей нет понятия социальной ответственности.
Наталья Гришкевич, управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации
Я согласна с тем, что бизнес должен платить налоги. Но почему мы говорим, что бизнес сегодня не социально ответственен, рассматривая случаи, когда владелец малого бизнеса указывает официальную зарплату в 4–5 тыс. рублей? На нашем предприятии работает более 250 человек, мы продолжаем платить адекватную зарплату и никого не сокращаем. И таких предприятий достаточно.
Разве в период кризиса это нельзя назвать социальной ответственностью? Почему сегодня при снижении объемов производства до 40% нужно повышать налоговую нагрузку? На мой взгляд, сегодня эта мера несвоевременная.
Юлия Абросимова, заместитель генерального директора ОАО «Коммерческий центр, Транспорт и Лес»
Ставку понижали до 20%, но налогов в бюджете не прибавилось. Вы уверены, что если сегодня ставку понизить, то налоги будут платить? Я только что из налоговой инспекции, наблюдала там интересную сцену. Пришел владелец предприятия — не крупной промышленной фирмы, а из малого бизнеса. Официальную зарплату он показывает 4–5 тыс. рублей. Очевидно, что он работает с нелегальными доходами и понятия не имеет, как жить на эти несколько тысяч.
Возникает желание посадить таких людей на деньги, которые они показывают, и заставить их семьи жить на указанную сумму. Поэтому у государства сейчас один путь — ужесточить законодательство.
Наталья Гришкевич, управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации
У меня когда–то была маленькая зарплата, я создал свое предприятие, освободил государство от бремени кормить меня, мою семью и дал работу 12 людям. Да, я плачу небольшие налоги, но я произвожу прибавочную стоимость, плачу аренду. Есть такое понятие «стоимость ведения бизнеса». В нашей стране это очень большая цифра.
Если я не могу показать все свои расходы как предприниматель, по известным всем нам причинам, где я буду брать эти деньги?
Я живу в государстве и, как и мои родители, работаю на его экономику, создаю прибавочную стоимость, а это как дырявое решето: все время все куда–то уходит, приходят новые чиновники, начинают наводить порядок, латать какие–то дыры, а платим за все мы, рядовые граждане.
И те, кто хоть как–то берет на себя, как вы говорите, социальную ответственность, начинают вести свой бизнес.
Сейчас кризис, ко мне приходят мои работники и говорят: если ты собираешься кого–то сокращать, может быть, мы будем лучше работать? Я не хочу никого сокращать. Как я могу человека, который кормит свою семью, сейчас отправить на улицу, потому что стоимость моего бизнеса становится выше?
Игорь Трусканов, управляющий проектом MusicMag
При переходе от ЕСН к страховым взносам произошло две вещи: значительно увеличилась налоговая нагрузка, прежде всего для малого бизнеса. И изменился порядок взимания, в связи с чем предпринимателям будет несколько сложнее работать, потому что то, что раньше делалось через одно окно, нужно будет сдавать в несколько организаций и играть по нескольким разным правилам.
Человек, не будучи профессионалом, начнет в этих правилах путаться. Появилось два параллельных законодательства: налоговое и по уплате страховых взносов.
Должно пройти какое–то время, прежде чем новый закон станет полностью понятен бизнесу.
Анастасия Извекова, директор ООО «ВИТ–Консалт»
Я занимаюсь 12 лет консультированием бизнеса. Когда меня каждый год спрашивают: какие–то изменения налоговые будут, я всегда отвечаю: ребята, не парьтесь, надо дожить. Или закон не доживет, или мы с вами, или мы уже приспособимся, и когда это придет, вы уже будете знать, как надо действовать. Также я отвечаю на вопрос о замене ЕСН страховыми взносами.
Все как работали, так и будут работать. Что касается социальной ответственности граждан и бизнеса: должны смениться поколения, чтобы люди стали платить налоги.
Анатолий Симонов, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий
Кстати
С зарплат от 415 тыс. рублей в год страховые взносы взиматься не будут.
Неуплата страховых взносов грозит компаниям штрафом 20% от суммы взносов или 40%, если не заплатили умышленно. По оценкам экспертов, до 10% составит экономия на страховых взносах компании, которая будет платить своим сотрудникам 100 тыс. рублей в месяц.
34% от заработной платы составит сумма страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования.
На круглом столе в «ДП» выяснилось: предприниматели считают, что в результате налоговой реформы 30% налогов может уйти в тень.
фото: trend/сергей ермохин
Анатолий Симонов, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий
Анастасия Извекова, директор ООО «ВИТ–Консалт»
Игорь Трусканов, управляющий проектом MusicMag
Юлия Абросимова, заместитель генерального директора ОАО «Коммерческий центр, Транспорт и Лес»
Эльгиз Качаев, председатель СПб отделения «Деловая Россия»
Наталья Гришкевич, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Санкт–Петербургу и ЛО
Евгений Орловский, начальник отдела по надзору за оперативно–разыскной деятельностью органов внутренних дел Прокуратуры Петербурга
Максим Иванов, финансовый директор ООО «Газстроймашина»