Россия станет полицейским государством

Автор фото: "ДП"
2007 год. Разгон Марша несогласных в Петербурге

В России наряду с может быть создана полиция в системе МВД. Эксперты уверены, что смена вывески не даст эффекта ни обществу, ни самим структурам правопорядка.

Председатель Счетной палаты РФ и сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин, который в 1998 году возглавлял МВД России, заявил сегодня, что в России вместо милиции может быть создана профессиональная полиция.
"...Милиции общественной безопасности (МОБ) — насколько я знаю, ее больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное", — цитирует Степашина РИА "Новости".
МОБ (местная милиция) — в РФ один из двух видов милиции наряду с криминальной. Основными задачами МОБ являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступных акций и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание помощи гражданам, должностным лицам и организациям.
В состав МОБ входят дежурные части, подразделения ППС, ГИБДД, охраны объектов по договорам, участковые инспекторы милиции, ИВС и пр.
Читайте также:
Милиция будущего
2007 год. Разгон Марша несогласных в Петербурге 2007 год. Разгон Марша несогласных в Петербурге
Степашин не раскрыл сути нововведения. Между тем ранее обсуждался несколько другой вариант трансформации: Общественная палата предложила разделить МВД на федеральную полицию и местную милицию. Такое разделение системы, по мнению инициаторов, позволит укрепить дисциплину и уменьшить уровень коррупции в МВД.
Федеральная полиция должна противодействовать организованной преступности, коррупции в органах власти, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников и общественных деятелей.
А региональная милиция должна отвечать за охрану общественного порядка и заниматься профилактикой преступлений.
В МВД отмечают, что пока конкретные трансформации системы не утверждены, все еще на стадии подготовки. Вероятно, высшим чинам милиции и прочим заинтересованным не удается найти консенсус по изменению структуры МВД.
Известно, что по реформе МВД с 2012 года финансирование местной милиции должно полностью лечь на плечи федерального бюджета. И численность милиционеров сократится на 20%.
Но, судя по всему, России все же быть полицейской — полностью или частично. Причем ребрендинг милиции, строго говоря, оправдан. По изначальному определению, милиция — охрана, организуемая народом (народное ополчение), а полиция — государственная служба по охране правопорядка.
"Наша милиция никогда не была таковой, по факту она всегда была полицией, — говорит экс–глава ГУВД Петербурга, депутат ЗС, председатель комиссии по вопросам правопорядка и законности Аркадий Крамарев. — Ведь милиция в исконном понимании — это добровольные дружины, а полиция — это государственные структуры. С точки зрения русского языка такая замена правильна".
Смена вывески не добавит профессионализма, уверен Крамарев. "Полицейские не станут более профессиональными. Милиционеры и сейчас занимаются не любительством, они профессионально несут службу", — отметил он.
"МВД у нас уже давно не МВД, а полицейское управление. "Внутренние дела" во многих странах — это и пожарная безопасность, и содержание заключенных, и ряд других служб. У нас все это уже выведено за пределы ведомства, и вполне возможно, что этот процесс будет продолжаться", — прокомментировал "Взгляду" замруководителя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
"МВД сейчас сосредотачивается вокруг полицейской функции, и, наверное, это правильно. Сложно назвать их профессиональными, это такая низкопрофессиональная, но полиция", — сказал Гудков.
ГАИ переименовали в ГИБДД, но от этого ничего не изменилось, резонно замечают противники "пустого" ребрендинга.
"Гражданам не так важно, под какой вывеской нарушаются их права, без структурной перестройки сил правопорядка ничего не изменится", — замечает директор фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина.
Сокращение милицейских рядов правильно, но проводится оно без серьезного анализа, считает она. "Россия опережает все прочие страны мира по количеству милиционеров: у нас на 100 человек один милиционер, — говорит Таубина. — Но прежде, чем проводить сокращения в системе, необходимо было провести тщательный анализ, а сейчас рубят с плеча".
По мнению Аркадия Крамарева, система МВД в первую очередь нуждается в других мерах: лучше готовить стражей правопорядка, обеспечивать техникой и поднимать зарплату. Сокращение 20% состава не позволит существенно увеличить благосостояние остальных.
"Если следователь — человек, который решает судьбы людей, — получает сегодня 20 тыс. рублей, после реформы он станет получать на 2 тыс. рублей больше, разве это изменит ситуацию", — рассуждает экс–глава ГУВД Петербурга.