Первый городской фестиваль театров-студий лечебных учреждений психоневрологического профиля состоялся 2 декабря в Петербурге: 14 театральных коллективов, созданных на базе реабилитационных отделений ПНД и психиатрических больниц города, представили театральные постановки, сказки, басни, сценки из жизни больниц, песни и пародии на известных артистов.
В России фестивали, соревнования и конкурсы для людей с
ограниченными возможностями пока в новинку, в них принимают участие в основном
инвалиды по соматическим заболеваниям, а организуют общественные организации.
Люди с психоневрологическими проблемами по состоянию здоровья часто не
имеют возможности даже просто доехать до места их проведения. Поэтому,
организаторы фестиваля "особых" театров-студий решили в первый раз не выносить
на суд широкой публики результаты их творчества, и дать своим артистам
возможность получить первый опыт общественного признания "в лабораторных
условиях", в узко
м кругу своих.
В Европе же работа театральных студий при психиатрических
клиниках стала традицией, ВУЗы готовят специалистов узкого профиля –
драматерапевтов, многие театральные коллективы успешно гастролируют и
зарабатывают, показывая спектакли широкой публике.
Советская система реабилитации больных с ее
лечебно-трудовыми мастерскими, клубной работой ушла в прошлое, и сейчас на ее
месте возникают новые формы и методы сопровождения экс-пациентов. Арт-терапевты
появилась в медицинских учреждениях совсем недавно, а театральные коллективы в
них часто возникают исключительно благодаря энтузиастам – социальным работникам,
специальным педагогам, психологам и даже дипломированным режиссерам, меняющим
богемную жизнь и профессиональное тщеславие на очень трудный и долгий,
незаметный публике, но благородный путь помощи в реабилитации людей,
оказавшихся, в силу обстоятельств, в социальном вакууме.
Несмотря на то, что театральное движение в стенах российских
медучреждений только зарождается, уже появляются "особые" режиссерские находки,
специфичные выразительные средства. Неожиданно мощным по силе воздействия на
зрителя оказался прием парных или даже тройных ролей, когда одну и ту же роль на
сцене одновременно играют несколько актеров.

Прикладное значение этого приема вытекает из особенностей
функционирования мед. учреждений, ведь в любой момент артисты могут "выпасть" из
репетиций в связи с ухудшением здоровья. Но важнее другое: в каждом "экземпляре"
персонажа преломляется и личность, и симптоматика болезни актера, который его
играет. Это, с одной стороны, качественно меняет спектакль за счет привнесения
этих особенностей в роль, с другой – такая наглядность позволяет специалистам
точнее определить "мишени" работы с конкретным пациентом.
Примечательно, что в постановках некоторых студий участвуют
не только пациенты, но и их родственники, и персонал лечебных учреждений – от
руководителей до медсестер: "Когда мы на гастролях – у нас нет пациентов и нет
сотрудников, мы все коллеги, Артисты, и поровну делим и трудности, и
победы"…
Станет ли фестиваль "особых" театральных студий ежегодным?
Выйдет ли он на профессиональную сцену, к массовому зрителю? Организаторы и
участники фестиваля мечтают об одном: "Если наш фестиваль станет доступен
обычной публике, вызовет не спекулятивный, искренний интерес – тот образ
психически больного, который сформировался в обществе, может быть, пошатнется, и
станет очевидно, что такие люди могут быть не только
"страшными-ужасными-маньяками", но искренними, трогательными, талантливыми,
творческими. С особыми не только потребностями, но и способностями".
По материалам ИА "Фонд ИнАРТ", www.art-therapy.ru