"Особые" театры: будет ли свой зритель?

Автор фото: Татьяна Девятова

Первый городской фестиваль театров-студий лечебных учреждений психоневрологического профиля состоялся 2 декабря в Петербурге: 14 театральных коллективов, созданных на базе реабилитационных отделений ПНД и психиатрических больниц города, представили театральные постановки, сказки, басни, сценки из жизни больниц, песни и пародии на известных артистов.

В России фестивали, соревнования и конкурсы для людей с ограниченными возможностями пока в новинку, в них принимают участие в основном инвалиды по соматическим заболеваниям, а организуют общественные организации. Люди с психоневрологическими проблемами по состоянию здоровья часто не имеют возможности даже просто доехать до места их проведения. Поэтому, организаторы фестиваля "особых" театров-студий решили в первый раз не выносить на суд широкой публики результаты их творчества, и дать своим артистам возможность получить первый опыт общественного признания "в лабораторных условиях", в узко"Особые" театры: будет ли свой зритель?м кругу своих.
В Европе же работа театральных студий при психиатрических клиниках стала традицией, ВУЗы готовят специалистов узкого профиля – драматерапевтов, многие театральные коллективы успешно гастролируют и зарабатывают, показывая спектакли широкой публике.
Советская система реабилитации больных с ее лечебно-трудовыми мастерскими, клубной работой ушла в прошлое, и сейчас на ее месте возникают новые формы и методы сопровождения экс-пациентов. Арт-терапевты появилась в медицинских учреждениях совсем недавно, а театральные коллективы в них часто возникают исключительно благодаря энтузиастам – социальным работникам, специальным педагогам, психологам и даже дипломированным режиссерам, меняющим богемную жизнь и профессиональное тщеславие на очень трудный и долгий, незаметный публике, но благородный путь помощи в реабилитации людей, оказавшихся, в силу обстоятельств, в социальном вакууме.
Несмотря на то, что театральное движение в стенах российских медучреждений только зарождается, уже появляются "особые" режиссерские находки, специфичные выразительные средства. Неожиданно мощным по силе воздействия на зрителя оказался прием парных или даже тройных ролей, когда одну и ту же роль на сцене одновременно играют несколько актеров.
Прикладное значение этого приема вытекает из особенностей функционирования мед. учреждений, ведь в любой момент артисты могут "выпасть" из репетиций в связи с ухудшением здоровья. Но важнее другое: в каждом "экземпляре" персонажа преломляется и личность, и симптоматика болезни актера, который его играет. Это, с одной стороны, качественно меняет спектакль за счет привнесения этих особенностей в роль, с другой – такая наглядность позволяет специалистам точнее определить "мишени" работы с конкретным пациентом.
Примечательно, что в постановках некоторых студий участвуют не только пациенты, но и их родственники, и персонал лечебных учреждений – от руководителей до медсестер: "Когда мы на гастролях – у нас нет пациентов и нет сотрудников, мы все коллеги, Артисты, и поровну делим и трудности, и победы"…
Станет ли фестиваль "особых" театральных студий ежегодным? Выйдет ли он на профессиональную сцену, к массовому зрителю? Организаторы и участники фестиваля мечтают об одном: "Если наш фестиваль станет доступен обычной публике, вызовет не спекулятивный, искренний интерес – тот образ психически больного, который сформировался в обществе, может быть, пошатнется, и станет очевидно, что такие люди могут быть не только "страшными-ужасными-маньяками", но искренними, трогательными, талантливыми, творческими. С особыми не только потребностями, но и способностями".
По материалам ИА "Фонд ИнАРТ", www.art-therapy.ru

На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.