БЛОГИ

Мы знаем, что слушать порой важнее, чем говорить. Особенно для деловых СМИ, которые зарабатывают на том, что первыми замечают или часто сами создают новые бизнес–тренды.

Для того чтобы слушать своих читателей и лидеров мнений различных деловых сообществ, мы в начале 2010 года на площадке dp.ru запускаем коллективный блог предпринимателей. На этом развороте мы представляем первых авторов, присоединившихся к проекту.
Что мы предлагаем будущим блогерам? Возможность донести свои идеи до 15–тысячной аудитории, которая каждый день начинает с сайта dp.ru, получить обратную связь от потенциальных клиентов и коллег, увидеть свой пост опубликованным в газете.
Молодые предприниматели, которые хотят стать участниками проекта, могут отправлять заявки с коротким описанием концепции своего интернет–дневника на адрес next@dp.ru.
Знания вместо воздуха
Три года назад я с другом решил попробовать себя в бизнесе и открыть первый в Петербурге кислородный бар! Так и начались наши приключения, где каждый месяц нас поджидали сюрпризы, каждый из которых мог стать последним для нашего бизнеса. Спустя 2 года такого «кризисного менеджмента» мы продали «воздушный» бизнес и сфокусировались на софтверном проекте, над которым работали, учась на матмехе.
С тех пор прошел почти год, и я рад поделиться своими наблюдениями и сравнить два столь разных бизнес–опыта тогда и сейчас:
Тогда. Сложим оплату наличными и часто меняющийся неквалифицированный персонал, через который проходят эти деньги, учтем отсутствие возможности контролировать точное количество приготовленных коктейлей и получим неконтролируемый денежный поток. Для полного счастья можно добавить штрафы налоговой за непробитый чек и необходимость несколько раз в неделю отвозить выручку в банк.
Сейчас. Я единолично управляю денежным потоком, и мне для этого достаточно ноутбука.
Тогда. Отработав год на арендуемой площади, нам было «предложено удалиться», с тем чтобы буквально на следующий день наше место занял такой же бар, явно аффилированный с арендодателем. Стоит упомянуть и то, что хорошее место возможно получить, лишь найдя «верный подход» к арендодателю.
Сейчас. Ключевыми являются моя команда, которая может работать в любом месте, и наша информация, которая висит «в облаке» в США.
Тогда. Мы продавали «воздух» и сок. Для организации бизнеса были нужны специфическое оборудование и барная стойка. При этом продажи в любом случае были ограничены проходимостью места, а для масштабирования бизнеса было необходимо открывать второй бар, что привело фактически к удвоению трудовых и финансовых затрат.
Сейчас. Мы продаем знания и доступ к информации. Наш рынок выходит за пределы страны, и темп роста продаж опережает темп роста расходов.
Конечно, чем заниматься, решать вам, и у софтверного бизнеса есть свои подводные камни, но его возможности их перевешивают!
Михаил Хургин, владелец компании ITigris
Экономика бесплатного
В этом посте я расскажу о том, как начинал создавать свой бизнес — поисковик «Гостевые дома». В студенческие годы мне случилось побывать практически на всех курортах Крыма. Именно тогда мне стала понятна простая истина: отсутствие информации о месте, куда ты едешь, является стрессовым фактором. Мне нравилось преодолевать этот стресс, но согласитесь, это нонсенс: настраиваться на долгожданный отпуск и испытывать страх.
Информация о жилье для отдыха по приемлемым ценам — вот чего не хватало в Интернете, и вот что обязательно должно было появиться. Мы увидели проблему и перешли от слов к делу. Подобно тому, как «Яндекс» обходит сайты и заносит их в поисковый индекс, этой весной мы в течение полутора месяцев обходили дома на побережье, бесплатно фотографировали их и заносили в поисковую базу. Мы сфотографировали около 400 домов, примерно столько же добавили, уже сидя за компьютером, обрабатывая информацию, которую нам прислали благодарные пользователи и владельцы домов, которые «дружат» с Интернетом.
Теперь самое интересное. Информация, которую мы собрали, является бесплатной для пользователей. На первый взгляд, ситуация кажется абсурдной. Как можно настолько ценную информацию отдавать бесплатно и даже не стараться взять процент за транзакцию. Но в этом и проблема многих людей с традиционным мышлением. Они считают информацию в Интернете чем–то материальным. Тем, что можно продать. На самом деле все наоборот: пользователям нужно дать как можно больше из того, что у тебя есть, решить их проблему, и это попутно создаст те ценности, за которые люди будут платить.
О том, почему бизнесы в экономике бесплатного могут быть прибыльны, какие еще свободные ниши есть в этой области и почему наш проект является приложением «Вконтакте», читайте в следующих выпусках этого блога.
Григорий оленик, автор проекта «Гостевые дома» (vkontakte.ru/app630755)
Внутренний евангелизм
Знаете ли вы, что в некоторых крупных компаниях вроде Microsoft есть такая замечательная должность — евангелист. Задача этого специалиста — завоевывать сердца, убеждать потенциальных клиентов в том, что технологии действительно классные. По сути, евангелист продает идеи. Но интересно другое. Часто свои навыки евангелисты активно используют внутри компании — это называется «внутренний евангелизм». К сожалению, он редко идет на пользу бизнесу. Поясню почему на примере.
Один из наших партнеров как то раз продал нам идею продажи строительных смесей. Мы активно начали заниматься этим направлением. Через некоторое время партнер вышел из бизнеса, но мы решили продолжить начатое дело. Придавал уверенности пример успешной работы такого же бизнеса у знакомого. Но в своем деле мы не учли несколько важных моментов: покупая идею, наша команда не имела серьезной заинтересованности в этом бизнесе, к тому же мы занялись темой, в которой ничего не понимаем. В итоге мы закрыли направление.
К чему я веду? В реальном бизнесе часто происходит что–то подобное. У кого–то из партнеров в команде возникает «суперидея». Он с горящими глазами рассказывает про нее, и, так как эта идея исходит не от внешнего человека, а от одного из партнеров, она воспринимается гораздо менее критично. Как итог, компания приступает к реализации проекта без полноценной всесторонней оценки. Это приводит к нулевому результату, трате ресурсов и времени.
К какому выводу я пришел? Теперь все предложенные внутри команды идеи мы всесторонне оцениваем, невзирая на то что они были предложены одним из партнеров.
Евгений Марченков, исполнительный директор ГК «Промо»
Бизнес за пять шагов
Как открыть бизнес с нуля? Для начала надо определиться с идеей — она должна быть по душе. Найти первых заказчиков или клиентов и понимать, куда вы хотите двигаться в перспективе. Предположим, что вы уже нашли, куда приложить свою энергию. Значит, сейчас перед вами стоит задача — заняться рекламой, сформировать команду и выбрать форму ведения бизнеса.
Про рекламу. О ней нужно задуматься сразу. Нужно понять, где бывают ваши клиенты, что читают, что смотрят, чем интересуются. Реклама — не обязательно дорогое удовольствие! Можно тратить огромные бюджеты и не получать заказов, а можно заниматься целевой рекламой. За небольшие деньги или вообще бесплатная, она может дать поток заказов. Первые полгода существования фирмы «Персональное решение» мы пользовались исключительно бесплатной рекламой (электронные доски объявлений, телемаркетинг и пр.), и это давало клиентов. Из недорогой рекламы стоит отметить ту, где платишь только за конкретный переход посетителя на сайт, например контекстную рекламу.
К выбору команды, т. е. людей, которые будут помогать развивать бизнес, нужно подойти ответственно. Это, безусловно, выбор каждого предпринимателя, поэтому нельзя однозначно разработать концепцию идеальной команды. Основные, по моему мнению, качества — это порядочность, ответственность и самое главное — уверенность в успехе и благоприятных перспективах общего дела!
По поводу организационно–правовой формы советую обратиться к юристам. Они все популярно расскажут, объяснят, представят варианты. Скорее всего, предложат у них же открыть фирму, т.?е. они подготовят все документы и компетентно расскажут, что и как делать. Выдумывать велосипед не стоит. Могу сказать за себя — я работаю как индивидуальный предприниматель, но это ни в коей мере не мешает мне открывать новые ООО при необходимости.
Денис Решанов, владелец компаний «Персональное решение», «Гранд Кальян»
Сезонное потепление
Предлагаю турфирмам, работающим на прием иностранных гостей, изменить стратегию. Высоким сезоном для Петербурга считать октябрь–ноябрь, а потом февраль–март.
Почему в нашем городе туристический сезон заканчивается в сентябре? Не слышны громкие восторги на разных языках и щелканье затворов дорогих фотоаппаратов? Не наблюдают за нами свысока из окон автобусов умильные взгляды?
Потому что «не сезон». А кто вообще решил, что «не сезон»? Моя подруга любит ездить в Таиланд в сезон дождей. Оказывается, что в это время там вовсе не льет ливень стеной весь день, а всего лишь 2–3 раза в неделю проливается небольшой дождь, а все остальное время ярко светит солнце! А цены на туры почти в 2 раза дешевле!
Считается, что высокий сезон в Петербурге — с мая по сентябрь, так как тепло. Но никто не ездит в наш город любоваться красотами природы. Все ездят ради архитектуры и атмосферы. В произведениях Федора Михайловича не описываются ни ярко–зеленые деревья, ни пестрые клумбы. Распутин был убит зимой. А о мрачном настроении Октябрьской революции невозможно рассказывать душным июльским днем. Все наши классические архитектурные ансамбли особенно меланхоличны в пасмурную погоду. Мифы и легенды дворцов оживают в свинцовые осенние сумерки. Даже в залах Эрмитажа особенно уютно, когда за его окнами дождь и тьма. Город становится собой — болезненным, бледным, декадентствующим интеллектуалом. Такое можно ощутить только осенью!
А летом иностранные гости пусть посещают Москву — ее разноцветные купола и яркие одежды играют на солнце. А в декабре–январе — в Заполярье! Кататься на оленях и любоваться северным сиянием!
Анастасия Елисеева, руководитель компании «НЭП» («Небанальные экскурсии и путешествия по Петербургу»)