"Сапсан" устранит конкурентов

Автор фото: Trend

С запуском нового поезда "Сапсан" с линии Петербург-Москва снимаются два других дневных сидячих поезда. Отбирать пассажиров ОАО "РЖД" хочет только у авиаперевозчиков.

В новом расписании - с 18 декабря - не будет "Юности" и
"Невского экспресса". "Сапсаны" будут ездить вместо них (в 13:00 и 19:00), а
также в 6:45 (ранее в это время ездил ЭР-200). Из дневных сидячих поездов
остается только "Аврора" (16:00).
До конца года все цены на такие поезда будет примерно
одинаковые - 2,4-2,9 тыс. рублей в вагонах второго класса и 5-6 тыс. рублей в
первом классе. То есть преимущества в цене перед авиаперевозчиками, которое было
у "Юности" (минимальная цена - 600 рублей), у поездов больше не будет. Теперь за
доставку пассажиров из Москвы в Петербург в течение одного дня они предлагают
сопоставимые тарифы.
Чтобы реорганизовать скоростное движение между двумя
столицами, РЖД купило 8 поездов у Siemens за 600 млн евро. Эта сумма включает
затраты на 30-летнее обслуживание поездов. При этом 20 млрд рублей было
направлено на приведение нынешнего пути в приемлемое для таких поездов
состояние.
Кстати, в Тихвине до сих пор стоит недавний претендент на
место "Сапсана" - поезд "Сокол". На его строительство десятки российских
предприятий в 1999-2004 годах получили 800 млн рублей. Сколько было потрачено на
поезд ЭР-200 (эксплуатировался с 1984 года) - неизвестно. Но, как рассказывал
сам президент РЖД Владимир Якунин, чтобы сократить время в пути этого поезда на
полчаса, в 2006-2007 годах РЖД потратили 6 млрд рублей. С февраля этого года
ЭР-200 прекратил работу на своем привычном маршруте, и теперь будет возить
пассажиров между Петербургом и Великим Новгородом.
Судя по заявлениям руководства РЖД, пассажирские перевозки
по железной дороге в России нерентабельны. В прошлом году монополист отчитался
об убытках в 67 млрд рублей, полученных от пассажирских перевозок. Причем РЖД
закончили год с чистой прибылью в 2 млрд рублей: за пассажиров "доплачивают"
бюджет и грузовые клиенты. В этом году по итогам 10 месяцев компания потеряла
20% пассажирского траффика (на ОЖД - 12,6 млн против 15,8 млн человек).
Проект "Сапсан" убыточен, признает дирекция скоростного
сообщения РЖД, которую возглавляет Олег Ульянов (выходец из ОЖД). Две недели
назад Владимир Якунин сказал, что минимальная цена билета на поезд будет около 2
тыс. рублей. Правда, позже стало известно, что эта цена - рекламная, и будет
действовать лишь одну неделю. Базовый же тариф на "Сапсан" составит 3300 рублей
в вагоне второго класса и 5300 рублей - в первом классе.
Эта новость порадовала авиаперевозчиков. "Мы можем
предложить слетать из Москвы в Петербург за 1399 рублей, - отмечают в
SkyExpress. - Даже с учетом дороги до аэропорта время в пути не превысит 3 часов
45 минут, за которые будет ехать "Сапсан". В "Трансэро" уверены, что те, кому
действительно нужно быстро добираться из одной столицы в другую, выберут
самолет.
При этом авиаперевозчики напоминают, что если уж РЖД и
собрались с ними конкурировать, то делать это надо честно: в отличие от
импортных самолетов, пошлины на которые достигают 30% от цены, "Сапсаны"
завозятся в Россию беспошлинно. То есть, пассажиры авиакомпаний, доплачивающие,
по расчетам экспертов, около 10% от стоимости авиабилета из-за заградительных
пошлин на иностранные самолеты, таким образом также субсидируют
РЖД.