Европейцы убеждают Россию есть медленнее

СПб. Любая эпоха экономических потрясений — время укрепления позиций фастфуда. Но нынешний кризис не помешал работе в России организации Slow Food International — борцов с фастфудом.

На сегодняшний день в России насчитывается шесть конвивиумов (отделений) организации (первое открылось в 2006 г.). Глава московского конвивиума «Улитка» Slow Food International Виктор Майклсон рассказал «ДП» о том, каковы шансы этого международного движения, основанного в 1989 г. в Италии, на успех в Петербурге и в России в целом.
Насколько я знаю, ваше главное оружие в борьбе с фастфудом — ненасилие...
— Да, мы занимаемся пропагандой вкусного, честного и чистого питания. Это главным образом предполагает приготовление пищи из продуктов местных сельхозпроизводителей. Поэтому одно из направлений нашей деятельности — поддержка региональных фермеров. Мы считаем, что фермерские хозяйства вполне могут конкурировать с компаниями–гигантами.
В апреле следующего года мы будем проводить в Москве фермерский фестиваль, на котором будет представлена продукция фермеров со всей России, будут показываться фильмы и читаться лекции о пользе разнообразной и приготовленной в соответствии с национальными гастрономическими традициями пищи. Возможно, мы проведем аналогичный фестиваль и в Петербурге.
В Петербурге уже есть один крупный фермерский фестиваль, думаете, нужен еще один?
— Да, думаю, наш фестиваль будет интересен своей необычной формой. Но при этом, естественно, мы ничего нового не изобретаем. Ведь взять хотя бы так называемые рынки выходного дня. 20 лет назад я жил в Италии. И однажды утром в субботу увидел в свое окно, как на ближайшем перекрестке организуется рынок. Потом традиция организовывать рынки выходного дня распространилась по всему миру. То есть мы ничего нового, по сути, не придумываем, просто способствуем распространению хороших, на наш взгляд, идей. В том числе мы заботимся о том, чтобы родители воспитывали хороший гастрономический вкус у детей. Почему дети лишены права выбора пищи для себя? Им, как правило, просто говорят: «Ешь и молчи». Это несправедливо.
На ваш взгляд, в какой из двух российских столиц благодатнее почва для ваших идей?
— Я часто общаюсь с иностранцами, которые приезжают в Москву. И многие из них говорят, что в столице, за исключением пары мест, негде нормально поесть. А в Петербурге, как мне кажется, по сравнению с Москвой больше ресторанов, в которых обращают внимание не на понты и силикон, а на собственно качество пищи. Поэтому в Петербурге идеи Slow Food International могут иметь больший отклик, чем в Москве.
Мы вели переговоры об открытии нашего отделения в Петербурге с одним из известных петербургских шеф–поваров (он очень заинтересовался этой идеей), но пока до создания конвивиума не дошло.
В кризис все больше людей вынуждены питаться в фастфуде, а тут вы их учите покупать качественные продукты и готовить дома...
— Ну, частенько ситуация складывается таким образом, что кроме фастфуда перекусить действительно негде — во всех остальных местах можно отравиться. Но людей нужно приучить к тому, что и в этих ситуациях в фастфуде питаться не стоит.
Что касается кризиса, то, как мне кажется, это время идеально подходит для смены стиля питания. Люди стали жить медленнее, у них есть время для того, чтобы готовить дома. К тому же кто вам сказал, что фастфуд — это дешево? Это дешевле, чем рестораны, конечно. Но дороже, чем продукты, которые вы можете купить на любом рынке и приготовить дома.
Slow Food International — некоммерческая организация. Но вам наверняка поступают предложения рекламировать продукты питания...
— Мы не хотим «ложиться» под того или иного транснационального гиганта. Ведь если поставить логотип Slow Food на какой–либо продукт, то для многих людей в Европе это будет чем–то вроде знака качества. Но при этом мы готовы рекомендовать потребителям продукцию местных сельхозпроизводителей, если она соответствует нашим стандартам.
Виктор Майклсон, глава конвивиума «Улитка» Slow Food International, знает, как пропагандировать идеи «честного питания».
Фото: александр тихомиров