Сталин создал потребителя для инноваций

Автор фото: Trend

Современная экономическая модель в Европе возникла в XVI веке. До этого почти тысячу лет господствовала система, в которой производство осуществлялось цеховым способом.

Есть фиксированное количество мастеров, у них фиксированные технологии и фиксированная номенклатура. Они производят фиксированное количество товаров. Стать мастером можно только после соблюдения определенных требований, и оставить ремесло нельзя.
Потом европейцы пересмотрели свое отношение к ростовщичеству. В результате к концу XVII века в Европе сложилась система, которую мы сегодня называем научно–техническим прогрессом. Мастер отказался от цехового хозяйства и начал производить продукцию самостоятельно. Он покупает технологию, станок, который позволяет производить больше.
Излишки от продажи продукта он вкладывает в новую технологию, увеличивает производительность. Образуется больше свободных средств, покупатели могут позволить себе покупать продукцию, которую раньше не покупали.
Есть ядро, где эти инновации производятся, и первая периферия, которая, покупая продукты более Сталин создал потребителя для инновацийСталин создал потребителя для инновацийпростые, обеспечивает центру возможность покупать продукцию более инновационную. По мере развития и старые продукты начинают продаваться еще лучше. Это позволяет первой периферии получать дополнительные доходы, покупать те продукты, которые были в технологическом ядре, а ядро переходит к следующей стадии научно–технического прогресса, выпускает еще более инновационную продукцию.
Такие технологические зоны стали формироваться сначала в Англии. На тот момент, чтобы обеспечить полный спектр технологических изобретений, нужно было во всей этой пирамидке иметь около 30 млн потребителей. Это существенно больше, чем население Европы тех лет, так что естественно стали появляться претензии на то, чтобы создать альтернативные технологические центры. С первым проектом догоняющего развития выступила Франция. Третья технологическая зона начала формироваться в Германии и завершилась после провозглашения Германской империи.
Четвертый проект догоняющего развития — это США, пятый — Япония. К концу XIX века лидеры трех основных технологических центров — Англия, Германия и США — вступили в жесточайшее противоборство. Нужно было строить следующее основание пирамидки, но свободных ресурсов уже не было.
Начался кризис падения эффективности капитала: вкладывать капитал в инновации нет смысла, потому что нет потребителей, которые покупают этот товар. С другой стороны, на инновации больше нет денег, потому что не происходит расширения пирамиды, свободные средства взять не у кого. Этот кризис закончился Первой, а потом и Второй мировой войнами.
Россия во всей этой модели не участвовала. Начиная с Петра, Россия находилась под влиянием немецкой зоны, Александр III направил страну по английскому пути. Россия оказалась одновременно в двух зонах, что создало острую проблему. Жестокость Гражданской войны в России объясняется отчасти этим.
Сталину удалось решить проблему создания потребителя. Он понимал, что из крестьянина потребителя делать нельзя, и тогда он сделал потребителями колхозы. Крестьянину трактор был не по карману, а колхоз мог его купить. Если у вас есть 100 тыс. человек, у каждого из которых по $10 тыс., то для этих людей можно создавать автомобильную промышленность. Если у вас есть миллиард человек, у каждого из которых по доллару, то и велосипедную промышленность создать нельзя, концентрация капитала не позволяет.
В 1930–е годы Сталин осуществил последний успешный проект догоняющего развития. После этого случилась Вторая мировая война, в процессе которой две зоны были ликвидированы полностью — Япония и Германия, а британская оказалась поглощена американской. Оставшиеся зоны стали окучивать то, что у них осталось. Это отсрочило глобальный кризис действующей модели.