Нет в жизни счастья

Главный психиатр Петербурга Сергей Литвинцев, по сообщению СМИ, так прокомментировал результаты свежего опроса ВЦИОМ: 72% россиян–респондентов, объявившие о своем счастливом состоянии, скорее всего, просто больны: "Есть в психиатрии так называемый синдром маниакального состояния. Больные им люди чувствуют эйфорию без причины, у них улучшается настроение".

Не подобает возражать ученым мужам с таким послужным списком: Сергей Литвинцев был ведущим психиатром в Афганистане, награжден медалью "За боевые заслуги", орденом "За храбрость" и т. д. Но все–таки по счастливому поводу возникают если не возражения, то опре¬деленные сомнения.
"Со статистикой, конечно, трудно спорить, но я не очень верю, что 72% россиян чувствуют себя счастливыми. В стране кризис, времена трудные", — заметил главный психиатр. Однако с российской статистикой порой не только можно, но и нужно спорить. Тем более с той, которая по–прежнему (как, кстати, и психиатрия) во многом базируется на советской методологии и обслуживает государственные интересы.
У нынешней власти есть все социально–политиче¬ские основания искусственно повышать количество счастливых россиян (по данным ВЦИОМ, за последние полгода их количество увеличилось на 3%, с 69% до 72%): не уставай говорить "халва" — может, во рту слаще и станет.
Впрочем, связь между кризисом и счастьем до сих пор в мире никто не доказал. Наоборот, по убеждению многих психоаналитиков, кризис, не важно какой, позволяет человеку заново посмотреть на себя, на свою жизнь, переосмыслить ее и приблизиться к этому самому пресловутому счастью.
А что касается утверждения, что "беспричинное ощущение счастья возможно только в случае болезни", тогда придется согласиться с тем, что "больны" все буддисты, даосисты и индуисты, коих по всему миру наберется никак не меньше нескольких десятков миллионов.
Американский писатель Брайан Трейси, автор множества книг на темы бизнеса, самореализации и лидерства, однажды сказал: "Счастье — естественное природное состояние человека". По Литвинцеву получается, что болезнь — тоже.
В чем главный психиатр Петербурга, вероятно, прав, так это в том, что действительно большин¬ство сограждан не похожи на счастливых людей.
Счастливый человек вряд ли будет пытаться задавить пешехода на переходе, вряд ли будет пытаться унижать и порабощать себе подобных. В России слишком высокий уровень агрессии, который ставит под большое сомнение наличие в ней 72% счастливцев.