Несмотря на то, что в третьем квартале в Москве не было введено ни одного торгового центра, объем введенных в этом году торговых площадей может в два раза превысить уровень прошлого года, достигнув 518 тыс. кв. м.
По данным компании Jones Lang LaSalle доля свободных
площадей в торговых центрах Москвы снизилась с 8% до 7%, что было обусловлено
увеличившейся активностью ритейлеров. Например, большие площади были сданы в ТРЦ
«МЕГА Белая Дача». Спрос на площади в наиболее успешных ТЦ остается высоким.
Вместе с тем, ритейлеры продолжают переезжать из менее в более успешные торговые
центры. Кроме того, достаточно высокая доля свободных площадей сохраняется в
недавно открывшихся торговых центрах.
На ноябрь и декабрь
запланировано открытие
двух торговых центров – «Золотой Вавилон Ростокино» и «Город II»
торговой площадью 170 и 110 тыс. кв. м соответственно. Хотя новые центры уже
достаточно хорошо заполнены (на 70-80%), их ввод все же повысит долю свободных
площадей.
Много торговых центров, в основном небольшого формата, уже
завершены, но не открываются из-за отсутствия достаточного количества
арендаторов. Торговые центры, открывшиеся в этом году, не все заполнились на
100%. Средняя заполненность новых торговых центров при открытии составляла
60-70%, затем увеличивалась до 70-80%. Исключением может служить лишь
Метрополис, в котором нет свободных площадей.
Объем ввода торговых центров в Москве будет высоким и в
ближайшие два года. В результате, доля свободных площадей в московских торговых
центрах увеличится до 12%. Однако в 2012 году объем ввода может опуститься
практически до нуля ввиду отсутствия объектов на начальных стадиях
строительства, что приведет к снижению доли свободных площадей.
После значительной коррекции арендных ставок в начале года,
в 3 квартале для большинства арендаторов в московских ТЦ они сохранились на
прежних уровнях. Исключением стали лишь максимальные ставки, снижение которых
составило 5%. В дальнейшем арендные ставки останутся стабильными. Тем не менее,
максимальные ставки могут еще немного снизиться.
"В результате смещения потребительских предпочтений в
сторону более дешевых товаров, спрос на торговую недвижимость в основном
проявляют ритейлеры, оперирующие в низком ценовом сегменте", - отмечает
руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости, отдела экономических
и стратегических исследований компании Jones Lang LaSalle Олеся Черданцева. "Как
местные розничные продуктовые сети, так и иностранные продолжают развивать
направление дискаунтеров. Из новых игроков, американский обувной ритейлер
Collective Brands откроет магазины под брендом Payless ShoeSource, в которых
будут представлены дешевые товары. В целом, рынок достаточно быстро меняется и
требует активной работы и операторов ТЦ, и ритейлеров, чтобы адаптироваться к
новым реалиям".