Создатель группы "Рольф" Сергей Петров: "АвтоВАЗ надо продать иностранцам"

Автор фото: "ДП"
Сергей Петров

Создатель группы "Рольф", оборот которой достигал $4 млрд, а ныне депутат Госдумы Сергей Петров рассказал, зачем чиновники включают мигалку, почему АвтоВАЗ надо продать и как ликвидировать бюрократию.

"ДП": Сергей Анатольевич, вам не кажется, что все разговоры о коррупции, которые действительно стали очень активными в последнее время, ни к чему не приведут? По той причине, что ни один из чиновников не видит оснований бороться с коррупцией.
Сергей Петров: Очень даже кажется. До тех пор, пока в стране не будет политической конкуренции, то есть до того времени, пока чиновники не будут знать, что возьми они взятку — их выкинут к чертовой матери с работы, никаких перемен, конечно, не произойдет. А население страны, увы, достаточно терпимо относится к такому положению вещей. Более того, многие сограждане по ментальности и поведению похожи на чиновников.
Вот приведу пример. Один мой знакомый, убежденный коммунист, любит повторять примерно следующее: "Все эти демократы — сволочи, разворовали всю страну!" И тут же, между делом: "Кстати, Сергей, я тут кое–что принес из своего института, не поможешь пристроить…" Понятное дело, как же можно занимать в России должность и не украсть?!
"ДП": Может, тогда и не нужно говорить о борьбе с коррупцией вовсе, если она всех устраивает?
Сергей Петров: Бюрократия не может сама себя реформировать, это очевидно. Это как пчелы против меда. Для этого в цивилизованных странах и существует гражданское общество, до которого нашим согражданам пока очень далеко. Приведу только один факт: в стоимости каждого товара или услуги коррупционная "наценка" составляет от 30 до 70% процентов. Это всех устраивает?
"ДП": Вам, когда вы занимались бизнесом, скорее всего, приходилось сталкиваться с коррумпированными чиновниками. Как себя с ними следует вести?
Сергей Петров: Здесь на разных уровнях действуют разные рекомендации. Бизнес, конечно, очень силСергей ПетровСергей Петровьно зависим от чиновников. Чиновники даже своим бездействием принуждают бизнес к взятке. Ведь бюрократ не отвечает за задержку в принятии решения, не отвечает за неправильное решение.
Чиновники всерьез отождествляют себя с государством. И большинство населения разделяет эти взгляды. По их убеждению, государство — это те люди, которые что–то запрещают и разрешают. Между тем в цивилизованных странах государство — это прежде всего граждане, ответственные за свой выбор и за свои решения, которые относятся к власти как к наемному менеджеру, требуя отчета и прозрачности деятельности. И благополучие этих граждан зависит исключительно от их личной инициативы и предприимчивости.
К сожалению, бизнес в России практически беззащитен. И у бизнесменов не так много способов себя защитить. Как вариант можно создавать собственные политические партии или получать поддержку уже существующих в борьбе с чиновничьим произволом. Ясно одно — пока не будет партийной конкуренции, о нормальной антикоррупционной кампании не может идти и речи.
"ДП": Есть мнение, что российский бизнес разобщен, нет единого бизнес–комьюнити, которому было бы по силам себя защитить.
Сергей Петров: Действительно, бизнес разобщен. Но меня это беспокоит меньше, чем разобщенность нашего общества. У людей довольно низкая политическая культура. Общество не умеет себя защищать.
"ДП": Какие амбициозные цели ставите себе в политике?
Сергей Петров: Там, где я работаю, амбициозных целей быть не может. За ними нужно идти в политический мейнстрим и толкать речи про страну, поднимающуюся с колен. Мне кажется, самая главная цель сегодня — создавать островки гражданского общества.
"ДП": Политолог Дмитрий Орешкин утверждает, что бизнес и бюрократия — одно целое. И специально для определения этого единства он придумал термин "бюрнесс".
Сергей Петров: Бизнес бизнесу рознь. Есть так называемый номенклатурный бизнес, и есть конкурентный.
Для первой категории определение Орешкина вполне подходит. Но, знаете, риски у этого бизнеса очень высоки, и он становится все слабее. Это особенно стало заметно в кризис. Но есть же и нормальный бизнес. Хотя большая часть российского бизнеса, к сожалению, либо контролируется государством, либо номенклатурная.
"ДП": В России чиновников не любят и не верят им. На вас бывшие коллеги по бизнесу не смотрят косо?
Сергей Петров: Какой же я чиновник? И мои взгляды людям, которые со мной общаются, хорошо известны.
Вот сейчас мы едем в аэропорт, и если бы я был чиновником, то пошел бы через VIP–зал. Чиновники включают мигалку, чтобы проскочить на красный, и пр. Они воспринимают свои привилегии как должное. Похоже, им даже не приходит в голову, что вести себя подобным образом просто неприлично.
"ДП": Вы принципиальный человек?
Сергей Петров: Мне кажется, не нужно быть принципиальным, чтобы воспринимать людей вокруг себя как равных. А не так: сначала кричать на всех трибунах, какой народ у нас великий и как ты готов все за этот народ отдать, а потом объезжать его по встречной полосе.
"ДП": Почему вы считаете, что задача бизнеса — поддерживать инициативы по формированию гражданского общества? Зачем бизнесу гражданское общество?
Сергей Петров: Затем, чтобы бизнес смог выйти за рамки "нескольких ларьков" и стать конкурентным. При этом не боясь, что в собственной стране, где он вырос и исправно платит налоги, к нему в офис или на предприятие может прийти пожарник или санитарный инспектор и пустить весь бизнес под откос.

"ДП": По вашему мнению, что нужно делать с АвтоВАЗом?
Сергей Петров: АвтоВАЗ надо продать иностранцам. В свое время в ГДР такого рода заводы продавали за 1 немецкую марку солидному инвестору, лишь бы взял. Одному человеку провести такую реорганизацию не по силам. Способна только крупная мировая компания, обладающая соответствующими компетенциями и бизнес–культурой. Вероятно, без болезненных мер дело не обойдется. Но уж лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас.
"ДП": России стоит отказаться от идеи производства отечественных машин?
Сергей Петров: На этот вопрос должны отвечать бизнес–структуры, производящие автомобили. Они сообразят: стоит или нет. Если вы создадите в стране нормальный бизнес–климат, в котором нормально работают суды и нет беспредела чиновников, будут производить. И не потребуется никаких налоговых льгот.
"ДП": Как в ближайший год будет развиваться дилерский рынок?
Сергей Петров: Это зависит от экономики. Рынок не самостоятелен. Субсидирование государством ставок по автокредитам не дало сильного эффекта. Надо было программу распространять на все, а не только на выпущенные в России машины. Поддержать отечественного производителя — дело неплохое. Только если есть понимание разницы между поддержкой своего производителя и поддержкой неэффективного менеджмента.
"ДП": Пять принципов в бизнесе?
Сергей Петров: Как ни странно, самый прибыльный бизнес — это честный бизнес. Хватит одного принципа, потому что он самый главный и все другие следуют из него.
"ДП": Вы когда–то говорили, что в нынешних реалиях в России мало кто способен честно зарабатывать…
Сергей Петров: Примерно 25% это удается. Не очень–то и мало. Но доля сужается.
"ДП": Как вам удалось построить компанию с оборотом почти в $4 млрд?
Сергей Петров: Если хотите достичь высоких результатов, не думайте об этом. Думайте о чем–нибудь другом: например, о клиенте, о качестве продукта… Получайте удовольствие от своей работы, играйте в эту игру. Когда вы думаете только о том, как получить большие прибыли, как правило, получаете не очень удачный настрой для достижения больших целей.
"ДП": Вам приходится довольно плотно общаться с чиновниками. Что они собой представляют?
Сергей Петров: Процентов 20% из них — профессиональная публика, действительно работающая над проблемами. Но большинство — балласт, еще и коррумпированный.
"ДП": Что вас убедило в том, что в ближайшие годы сделать российское государство эффективным не получится?
Сергей Петров: С каждым годом все ниже конкуренция, все выше коррупция… Нужно быть лунатиком, чтобы оставаться оптимистом. Но это не значит, что ситуацию нельзя переломить. Успех зависит от того, сколько тех, кто хочет перемен.
Чем ситуация тяжелее, тем больше людей начинают задумываться о необходимости гражданского общества и о том, какой бизнес будет вытаскивать экономику из болота. Будет ли это номенклатурный бизнес или все же конкурентный.
Вообще, в истории России всегда так было: поражения и кризисы — это время мобилизации и начала реформ.
"ДП": Вы согласны, что без политических реформ невозможна экономическая модернизация?
Сергей Петров: Это очевидно. Серьезным инвесторам, которые приходят надолго, нужны перемены. Без сигнала, что в стране начинается демократизация, большая часть западных инвесторов не придет.