Петербург оказался во власти черного PR

В Петербурге набирает обороты бизнес по так называемому информационному сопровождению крупных проектов. Зарабатывают на этом до $10 млн в год. Вот только те, кто отказываются от такой услуги, сталкиваются с акциями народного гнева.

На прошлой неделе в Петербурге завершился один из самых показательных примеров черного пиара, в ходе которого холдинг RBI лишился проекта строительства 10–этажного дома на Комендантском пр., 40.
В интервью "Деловому Петербургу" Эдуард Тиктинский сообщил, что он столкнулся с информационной атакой, которую возглавил депутат городского парламента Олег Нилов. Из–за поднятой волны протестов жителей губернатор Петербурга Валентина Матвиенко приняла решение отменить постановление правительства о строительстве дома. RBI потеряет около $500 тыс.
"Деловой Петербург" обобщил историю народных волнений против бизнеса в Петербурге.
Их активизация началась после решения федеральных властей об отмене губернаторских выборов. В итоге специалисты по политическому пиару переключились на корпоративный сектор. Наиболее заметные их акции сейчас — конфликты на Кировском заводе, а также между совладельцами корпорации "ЛЭК" Андреем Рогачевым и Павлом Андреевым. Нередко одни и те же PR–специалисты обслуживают обе противоборствующие стороны. Один из первых примеров — скандал 2005 г., когда власти пошли навстречу жителям и отменили строительство ресторана "Блин Дональт's" на пл. Мужества.
Если первые атаки совершались на проекты, где усматривалось возможное нарушение закона, то позже информационным рейдерам пришлось от этого отказаться, чтобы не вступать в конкуренцию с правоохранительными органами.
Наиболее крупный проект, который оказался под прицелом, — "Охта Центр". Размах и масштаб проекта соответствуют масштабу акций протеста против него. До сих пор акции черных пиарщиков не поднимались на такой высокий уровень. Дошло даже до требований отставки Валентины Матвиенко.
Еще одним подобным масштабным проектом, который можно назвать успешным, стали акции протеста против строительства коттеджей конституционных судей. Есть версия, что акции протеста инициированы московскими бизнес–группами, не желающими переезда в Петербург судей. Так или иначе далеко не все судьи Так не дали построить торговый центр на площади Мужествапереехали жить на Крестовский остров, где на обустройство их быта ушло около 9 млрд рублей.
Подобный бизнес существовал в городе еще в начале 2000–х гг., рассказывает Василий Сопромадзе, экс–глава девелоперской "Корпорации–С", известной скандальными проектами в центре города, многие из которых сопровождались акциями протеста.
Действия пиарщиков могут быть направлены не только против строителей.
В этом году их жертвой стал глава КЭРППиТ Сергей Бодрунов, против которого была развязана Так не дали построить торговый центр на площади Мужестваинформационная война. Первым о скандале вокруг Бодрунова сообщил портал "Лениздат.ru". Этот ресурс входит в холдинг "Медиа СПб", который контролирует также такие интернет–ресурсы и СМИ, как "Закс.ru", "Горзаказ.орг", местное представительство московской "Новой газеты", часть акций которой принадлежит депутату Госдумы РФ Александру Лебедеву и бывшему президенту СССР Михаилу Горбачеву. Возглавляет группу "Медиа СПб" Дмитрий Жвания.
Зачастую разгромные статьи с ресурсов "Медиа СПб" начинают тиражировать остальные СМИ, вплоть до крупных федеральных. Затем уже подогретое народное возмущение используется профессиональными агитаторами для организации протестных акций жителей. К конфликтам стали привлекаться экологические организации. Нередко участие в акциях и депутатов парламента Петербурга.
"В городе существует несколько популярных информационных порталов, которые читают администрация и влиятельные бизнесмены. Публикации там способны вызвать веерные проверки всеми инстанциями — вплоть до пожарников. За одну публикацию берут от 150 тыс. рублей. Это стартовая сумма. Однажды на одну крупную сеть магазинов было потрачено более 10 млн рублей", — говорит Антон Вуйма, автор книги "Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только".
Сам Дмитрий Жвания на звонок корреспондента "Делового Петербурга" отрегировал следующим образом: "Если информация с обвинениями нас в шантаже будет опубликована, наши юристы будут защищать наше имя.
Я расцениваю все это, в частности и ваш звонок, как продолжение информационной войны против нас. Против СМИ, которые говорят об "Охта Центре" и других проблемах Петербурга. Это делают те, кто идет на клеветничество, чтобы опорочить нас и обвинить в информационном рэкете. Слухи против нас распространяют пиарщики, нанятые "Газпромом". Несмотря на огромный ресурс, они проигрывают нашим СМИ".
За время кризиса многим крупным проектам пришлось отказаться от контрактов по информационному сопровождению. В итоге этим специалистам приходится доказывать, что угрозы народного гнева реальны. Митинги, организованные черными пиарщиками, создают ощущение социальной нестабильности в городе.
Петербург оказался во власти Петербург оказался во власти "черного PR"
Среди участников одной из первых акций против "Охта Центра" в 2006 году наблюдатели узнавали Дмитрия Жванию.
"Ко мне приходили люди, которые представлялись сотрудниками структур Дмитрия Жвания. Они ждали, что я выступлю посредником между ними и строителями, что через нашу ассоциацию можно будет системно работать — чтобы им ежемесячно приносили деньги за информационное сопровождение проектов. Сделать это системой у них не получилось, и теперь они работают с каждым по отдельности. Кто–то из строителей ведется на это и платит, кто–то становится на принципиальную позицию и терпит", — говорит Алексей Белоусов, возглавляющий ассоциацию строиПетербург оказался во власти "черного PR"тельно–промышленного комплекса Северо–Запада.
Петербург оказался во власти "черного PR" Петербург оказался во власти Петербург оказался во власти "черного PR"
"Ко мне приходили на каждом проекте. Каждый раз создавали проблемы и просили денег", — Василий Сопромадзе, экс–глава девелоперской "Корпорации–С".
По мере реанимации отложенных на время кризиса проектов можно ждать появления нового витка протестных акций, к примеру, против модернизации Пулково, "Надземного экспресса" или Орловского тоннеля. Ведь само существование этих проектов дает черным пиарщикам средства для выживания.