Деловой Петербург



Михаил Хазин: "Девальвация произойдет позже, чем надо, в самой невыгодной для России редакции"

Ирина Силачева
08.10.2009 08:49
Прочитать комментарии (83)
За последний год глава компании "Неокон" Михаил Хазин перешел в статус гуру. Экономист ответил на вопросы читателей dp.ru, рассказав о сроках девальвации, отставке Путина и том, что будет, если в США выключат печатный станок.

dp.ru: Вы часто говорите о противостоянии двух экономических систем — социалистической и американской. О первой с явным сочувствием. Вам какой социализм больше нравится — белорусский, шведский или наш родной?

Михаил Хазин: Я говорю лишь о том, что капиталистическая модель сегодня мир не спасет. Для нее модели больше нет. Социалистическая теоретически могла прийти ей на смену сегодня. Вообще говоря, я считаю, что в основе должен лежать правильный ценностный базис. Понятие справедливости, которое лежит в основе социалистической модели, меня вполне устраивает… По крайней мере, об этом можно говорить. Модель, в основе базовой ценности которой лежит нажива, мне категорически не нравится.

dp.ru: То есть наше будущее — социализм?

Михаил Хазин: Перспективу вижу, модель… Надо смотреть, как это будет существовать.

dp.ru: По–вашему получается, что в СССР был какой–то недосоциализм?

Михаил Хазин: Надо понимать, что история СССР — условная штука. Отказ от базовых социалистических Михаил Хазин: Михаил Хазин: "Девальвация произойдет позже, чем надо, в самой невыгодной для России редакции."принципов произошел в СССР еще в 1950–е годы. Поэтому с моделью социализма еще надо работать, какой она должна быть.

dp.ru: Почему вы говорите об исчерпанности капиталистической модели? Ведь есть еще Индия и Китай, которые не включены в систему потребления, то есть представляют собой ресурс для развития капитализма…

Михаил Хазин: Сегодня миром управляют банкиры. Они не согласятся перестраивать систему так, чтобы у кого–то появилась власть, сравнимая с ними. Сейчас говорят, что советская власть, типа, эксплуатировала население и т.д.

На самом деле все решается очень просто. Если власть создает систему повышения образовательного уровня населения, значит, она работает на пользу этого населения. Обратите внимание, как резко деградировала у нас система образования за 15 лет. Это произошло именно потому, что капиталистической власти образованное население не нужно.

Надо четко понимать, что, если мы пытаемся превращать тех людей, которые сегодня не являются потребителями, в потребителей, то мы почти наверняка создаем игроков, равноправных на политическом поле. На это никто не пойдет. На это даже китайцы не пошли, осознав, что, если они пойдут на такую революцию, это создаст большое количество независимых людей. США контролируют мир, потому что на них приходится 40% мирового спроса. Япония, Корея, Китай живут за счет эмиссии денег в США. США печатают деньги, на них домохозяйства покупают продукцию, произведенную в Азии.

Как только в США выключается станок, возникает два варианта.

Первый — они полностью закрывают производства и живут только на то, что печатают доллар и поддерживают мировой спрос. Тогда они сохраняют свою систему регулирования рынка.

Второй вариант — они закрывают вообще весь импорт и живут только на то, что сами производят. В первом случае уровень жизни падает в 2 раза, во втором — закрывается Евросоюз, Япония. Чтобы был понятен масштаб происходящего, скажу, что за последние месяцы экспортно–импортные операции в США упали на 20–30%, потребление электроэнергии в Китае упало на 7,5%, что равносильно падению ВВП на 10%, потому что этот показатель, как правило, отстает.

dp.ru: При анализе существующего кризиса какой показатель является более значимым — изменение объемов производства или ВВП?

Михаил Хазин: ВВП вообще довольно сомнительный показатель. Я бы больше доверял изменению уровня объемов производства, а оно у нас упало пока сильнее, чем в Европе. Грубо говоря, в Европе на 10%, а у нас на 18%.

dp.ru: Вы утверждали в прошлом году, что курс рубля упадет до 50–60 рублей за доллар. Не упал. Прокомментируйте.

Михаил Хазин: Нет, я не так говорил. Я говорил, что это было бы целесообразно, и объяснял почему. Но чиновники в России не признали это целесообразным. Сегодня мне все более становится понятно, что никто не готов взять на себя ответственность. Поэтому девальвация произойдет позже, чем надо, в самой невыгодной для России редакции.

dp.ru: Чем объясняется феномен: объявлено о прекращении кризиса, а доллар падает?

Михаил Хазин: Если кризис закончился, растет евро, а если нет — растет доллар относительно евро. Почему? Потому что если в США кризис, в Европе он более острый. Рынки и Европы, и Китая, и Японии вторичны по отношению к американскому.

dp.ru: Какова вероятность распада России в ближайшие 20–30 лет?

Михаил Хазин: Теоретически есть, практически будет зависеть от развития событий. Поскольку качество государственного управления очень низкое, а региональные элиты практически самостоятельно вынуждены решать свалившиеся на них проблемы, то может возникнуть желание сказать Москве "до свидания", точно так же, как это произошло при распаде СССР в конце 1980–х годов. Падение благосостояния населения будет поводом, а процесс (если он начнется) пойдет сверху, со стороны региональных элит.

dp.ru: Какова вероятность распада США в ближайшие 20–30 лет?

Михаил Хазин: Еще 2 года назад такой вопрос казался тяжелым бредом, а сегодня я сказал бы, что такая вероятность есть.

dp.ru: К вопросу об изменении персонального состава. Около 2 месяцев назад мелькала информация об отставке Путина.

Михаил Хазин: В нынешней ситуации Путин не может себе позволить уйти в отставку.

dp.ru: Понимаете ли вы, о чем говорит Медведев, когда он что–нибудь говорит?

Михаил Хазин: У меня нет уверенности, что я понимаю то же, что понимает он.

dp.ru: Что будет с рынком недвижимости? Придут новые компании с доступными ценами вместо обанкротившихся или победит административный ресурс?

Михаил Хазин: Давайте смотреть. У нас сегодня сотни тысяч квадратных метров уже построено по оценочной стоимости $6–10 тыс. Каждый из этих долларов уже расписан — кому из чиновников, и не только чиновников, он пойдет. Чиновники кровно не заинтересованы в том, чтобы народ начал строительный шопинг, иначе им эти доллары не получить. Поэтому они будут максимально тормозить процесс снижения цен на рынке, и соответственно, я склонен считать, что процесс строительства нового жилья сильно притормозится, если вообще не остановится. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет реструктуризация уже построенного. Это будет долгий и мучительный процесс.

dp.ru: Возвращаясь к вопросу о революционном сценарии смены власти. Что может стать поводом?

Михаил Хазин: Как нас учил Владимир Ильич Ленин, для того чтобы революционная ситуация переросла в революцию, мало собственно объективных причин, нужен еще один фактор — революционная партия, а ее у нас сегодня нет. Это основная проблема современной российской действительности. Как говорил в свое время Высоцкий, "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".

dp.ru: В чем причина всеобщей пассивности?

Михаил Хазин: Вопрос сложный. Я, как рядовой член общества, вовсе не жажду, чтобы устраивались революции, какими бы справедливыми они ни были. Революции почти всегда заканчиваются большой кровью. Но надо понимать, что если все и дальше будет продолжаться, как оно продолжается, то все этим и закончится.

dp.ru: Вы, как правило, делаете апокалипсические прогнозы по поводу экономики в целом и отдельных компаний. А что делать обычным людям?

Михаил Хазин: Человеку надо быть морально готовым к тому, что жизнь в ближайшие годы не будет улучшаться. Если быть к этому готовым, то можно разрабатывать планы.

dp.ru: Еще год назад продвинутые экономисты говорили, что главное — развивать гражданское общество, инвестировать в либеральные ценности, и тогда каждый человек найдет место в обществе. Что делать сейчас?

Михаил Хазин: Как в свое время говорил не помню кто, кот Бегемот или Азазелло во время представления в театре варьете: "Поздравляю вас, гражданин, соврамши". Те люди, которые хвалили либеральную… были не правы.

Я считаю, что либеральная модель априори не давала человеку возможности добиться ничего, потому что она предполагает, что у человека нет средств защиты.

Она предполагает отказ государства от защиты человека в условиях, когда большинство людей эффективно защищать себя не могут. Есть те, кто может, кому–то совесть не позволяет, но это будет война одной банды против другой. Взаимодействие людей абсолютно свободных всегда заканчивается очень плохо.

dp.ru: Раньше целью социально–экономической политики было обеспечение 100%–ной занятости…

Михаил Хазин: Что снижало экономическую эффективность. Сегодня все говорят об экономической эффективности, но говорить о каком–то отдельном элементе всей системы в целом невозможно. Дело в том, что либеральная модель показала свою неэффективность, она предоставила банкирам возможность бесконтрольно делать все, что хочется, в результате чего они не просто ограбили все общество, но поставили его на грань экономической катастрофы — абсолютно либеральные принципы. И сегодня общество должно выкручиваться из этой ситуации. Это очень сложный, серьезный процесс, мы еще не представляем, как будет выглядеть экономическая модель после того, как этот кризис закончится.

dp.ru: Неужели, с вашей точки зрения, экономике выгодно, чтобы были трутни, ничем не занятые?

Михаил Хазин: Безработица всегда была. Всегда были люди, которые либо ничего не делали по каким–то причинам, даже находясь на рабочем месте, либо находились в поиске работы. Это был низкий уровень, но он все–таки был. Есть разные экономические модели. В рамках одних допустима безработица в 3%, в других 5%. Главное, чтобы не было ситуации, когда часть населения выбрасывается за борт без шансов достичь каких–то результатов. А они сейчас выброшены.

Посмотрите, безработица растет. Сейчас будет очень интересная ситуация. Феномен общества с финансовыми пузырями создал такую разновидность его членов, как офисный планктон: людей, которые привыкли получать большую зарплату за факт своего существования. Они не умеют работать, не обладают никакими профессиональными навыками. Если их выгнать с работы, они скорее будут сколачивать банды и грабить детей по подъездам, чем пойдут на стройку. Такая проблема есть. Ее нет для маленьких городов, где не было планктона, а для Москвы, Петербурга очень серьезная проблема.

dp.ru: На чем основаны ваши пессимистичные прогнозы? Мы недавно опрашивали компании, которые открыли бизнес в разгар кризиса. Все на плаву...

Михаил Хазин: Дай Бог здоровья! Я против, что ли? Но в целом–то спад экономический. Закрывается масса заводов. Некоторые закрываются целенаправленно государством. Я уже несколько раз сталкивался: завод нормально работает, берет кредит на пополнение оборотных средств. Приходит инспектор, говорит, что по плану должен собрать столько–то денег. Поэтому он накладывает штраф на завод ровно в том количестве денег, которое есть на счете.

Директор говорит: вы чего, мы же сейчас закроемся. Это, во–первых, кредит, во–вторых, оборотные средства. Инспектор говорит: ничего не знаю, вы можете подать в суд, мы через год деньги вернем. Директор: но через год нас уже не будет, люди пойдут на улицу, банк не получит своих денег. Инспектор: а мне плевать, мне сегодня поставили план. Это совершенно классический пример отношения нашего государства к тем людям, которые пытаются что–то делать.

dp.ru: Это непрофессионализм?

Михаил Хазин: Это вредительство.

Читайте на эту же тему:



КомментарийПрочитать комментарии (83)

 
Комментарии

 1-30   31-60   61-83 
Сортировать: по дате начиная со старыхс новых
азазеллоОтветить
08.10.09 09:08Сообщи о некорректном комментарии
Бред какой-то
СергейОтветить
08.10.09 09:23Сообщи о некорректном комментарии
"При анализе существующего кризиса, какой показатель является более значимым - изменение объемов производства или ВВП?"
Конечно ВВП ибо производство все должно у йти в азию в страны третьего мира. Нам нужно делать ставку на наукоемкое производство.
СергейОтветить
08.10.09 09:24Сообщи о некорректном комментарии
Да просто у людей пока все что им нужно есть вот и нет революционных настроений. Как только отнимут дом машину так сразу и пропадет вся пассивность.
СергейОтветить
08.10.09 09:25Сообщи о некорректном комментарии
"dp.ru: Вы утверждали в прошлом году, что курс рубля упадет до 50–60 рублей за доллар. Не упал. Прокомментируйте.

Михаил Хазин: Нет, я не так говорил."

Да что Вы?) Правда не говорили? Это наверное корр. тогда опечатался)
СергейОтветить
08.10.09 09:27Сообщи о некорректном комментарии
"Директор говорит: вы чего, мы же сейчас закроемся."
Ребята вот этого ваще не понял пришел инспектор трясти налоги а их нет... еще и ему и угрожают что типа хзакроемся. Да закрывайтесь вы не эффективно работаетет раз налоги неможете выплатить.)
горожанинОтветить
08.10.09 09:37Сообщи о некорректном комментарии
Молодец!!! +1 000 000
VardiОтветить
08.10.09 09:44Сообщи о некорректном комментарии
А кто присвоил господину Хазину статус "гуру"? Товарищ периодически несет взаимоисключающую хрень, про нынешний кризис говорили в 1999 году, а доллар называли "гринпапир". Я думаю в нем до сих пор играет обида от того, что он не в Белом доме, как например его бывшие сослуживцы типа господина Мау. Вот и прет с него чернуха и погань в прогнозах.
-Ответить
08.10.09 09:54Сообщи о некорректном комментарии
"Для российской экономики достижение этого рекорда само по себе ничего не значит. Рекорд и рекорд – подумаешь. А вообще, это просто свидетельство того, что прогноз компании "Неокон" оказался правильным. Мы предрекали, что рубль будет существенно падать. По нашим оценкам, к концу года доллар будет стоить 50-55 рублей. А может быть даже раньше", – приводит слова известного российского экономиста, президента консалтинговой компании "Неокон" Михаила Хазина сайт "Русский обозреватель".

Хазин шарлотан!
ifkeyОтветить
08.10.09 10:04Сообщи о некорректном комментарии
про завод чистейшая правда.
НаблюдательОтветить
08.10.09 10:05Сообщи о некорректном комментарии
Товарищ Хазин уже чего только не обещал...
СтаниславскийОтветить
08.10.09 10:16Сообщи о некорректном комментарии
Не верю! Одно заявление противоречит другому. Какой-то салат! У капитализм хоронить рановато, все остальное еще хуже...
Юзер АнонимусОтветить
08.10.09 10:16Сообщи о некорректном комментарии
Кто его гуру обзывал и по какому праву?
ДмитрийОтветить
08.10.09 10:17Сообщи о некорректном комментарии
Лучше бы он не высказывался сейчас. Много текста, а что хотел сказать? Так он свой имидж потеряет совсем. Надо больше молчать сейчас. А то пи...дят все кому не лень, а вокруг них происходит то, что происходит. И зачастую не срастается.
ПапазолОтветить
08.10.09 10:39Сообщи о некорректном комментарии
Блин - налетели хунвейбины.

Хазин дело говорит.
А вы тут вокруг елки с барабанами маршируете.

Слабо конструктивно аргументировать свои высказывания типа "бред какой-то"?
1. Почему "бред"?
2. А как "не бред"?
КириллОтветить
08.10.09 10:43Сообщи о некорректном комментарии
....Это произошло именно потому, что капиталистической власти образованное население не нужно....
Какой бред.У буржуев специалисты в своей профессии,а у нас "доктора околовсяческих наук",любители на кухне обсудить проблемы "капиталистического образования"
ОреховОтветить
08.10.09 10:48Сообщи о некорректном комментарии
Это произошло именно потому, что капиталистической власти образованное население не нужно.


Ну что один из либеральных экономистов уже прозрел.Теперь будем ждатьпокаяния от Гайдара и Чубайса.
UksusОтветить
08.10.09 10:54Сообщи о некорректном комментарии
Хотел добавить про завод. С импортерами в Питере сейчас происходит похожая ситуация. Таможня задним числом доначисляет пошлины за уже ввезенный и проданный товар и заставляет платить, сам не заплатишь, снимают со счета, имеют право по НК. Просто поднимают все документы за прошедший год и говорят, мол ребята, нам план спустили и мы тут прикинули, доплатите-ка нам еще вот столько. А по ящику рассказывают о помощи гос-ва бизнесу.
ArgonОтветить
08.10.09 10:59Сообщи о некорректном комментарии
Сборная солянка. Сейчас только ленивый не пишет о грядущей гиперинфляции, американский печатный станок, о крахе "планктона" (да он процветает - см. наши госструктуры) и т.д., и т.п. Все ушами крутят, как локаторами, о потом перескаывают друг другу - и нам - слухи, сплетни и глюки. Я как-то очень сомневаюсь, что Хазин - доверенное лицо Обамы, товарища Ху и господина Пу. Так же, как и мы, всё выдумал, сидя на кухне.
Оля Романова
romanowa.olja2010@yandex.
Ответить
08.10.09 11:01Сообщи о некорректном комментарии
То что говорит господин Хазин,все равно не сбывается.
ТупойОтветить
08.10.09 11:02Сообщи о некорректном комментарии
Кажется уже и г-н Хазин путается в показаниях... Видать все так х..во, что и он (хоть и не гуру конечно - далеко ему) уже подохренел... Сумбурноватенько... Нет стройности мысли илогичности выводоффф... По поводу революционной ситуации, - отход от канонов, планктон - менаевщена какая-то... Слабенько... Может уже вызывали куда-следует?...)))
..Ответить
08.10.09 11:03Сообщи о некорректном комментарии
шляпа
ДмитрийОтветить
08.10.09 11:21Сообщи о некорректном комментарии
Сергей
08.10.09 09:23Сообщи о некорректном комментарии
"При анализе существующего кризиса, какой показатель является более значимым - изменение объемов производства или ВВП?"
Конечно ВВП ибо производство все должно у йти в азию в страны третьего мира. Нам нужно делать ставку на наукоемкое производство.

Простите, Сергей, но как совместить Ваши слова про ВВП и наукоёмкое производство ? На ВВП легче окажут цены на нефть или услуги. Индекс же промпроизводства показывает, как себя чувствует "реальная", а не "виртуальная" составляющая экономики.
ПетрОтветить
08.10.09 11:23Сообщи о некорректном комментарии
Интереснее комменты где указано с чем конкретно не согласны и почему.
К примеру я не понимаю в чем плюсы советского образования, куча бессвязных данных в виде мертвого не используемого груза на приобретение которых уходит драгоценное время. На выходе инженер приборостроитель который может наизусть цитировать "Евгения Онегина" и перечислять столицы стран где никогда не был и не будет, серьезное изучение профессии уже непосредственно на рабочем месте после института.
СашьяОтветить
08.10.09 11:41Сообщи о некорректном комментарии
Действительно, кто это присвоил этому шарлатану-сИцилисту статус гуру? и какой он неоКОН? Сторонник модернизированного сИцилизЬма и консерватор? Ну, разве что в логике конца 80-х, когда комми-ортодоксы у нас считались правыми, а "дем/платформа в КПСС" - левыми... Зеркальная система координат...
З.Ы. Чудо, переобзови свою "лавочку" неоЧУЧХ, честнее будет!
DR.Ответить
08.10.09 11:53Сообщи о некорректном комментарии
Несогласен. Абсолютно свободных людей не бывает. Прогноз и философия не нужно их перемешивать. Тезис априори неверен. Для баланса можно было бы либерально разрешить гражданам носить и применять пистолеты. Офисный планктон это люди с админ ресурсом занимающие должности с коррупционной составляющей. Топменеджмент, чиновники с подписью. А поскольку Москва город перераспределения ресурсов то... И ещё под словами мы же закроемся в 99 случаях из 100 это - все деньги уже выведены зарубеж и завод обескровлен офисным планктоном, а наёмным работникам говорят вот какие плохие дядички пришли, налоги требуют и опять ЗП по серой схеме.
А революция будет такая же как и в 90-х - разгул бандитизма, а название партии ОПГ. Так что в Москве ещё долго всё будет хорошо будет много новеньких иномарок, большие ЗП. Шахтёры приехали, постучали и уехали, а москвичи могут и на вилы поднять.
СергейОтветить
08.10.09 12:09Сообщи о некорректном комментарии
Мне понравилось как он тут высказался о a href="http://www.finansy.asia/node/273" долларе /a .
Старый ПионерОтветить
08.10.09 12:10Сообщи о некорректном комментарии
Братья и сестры!
Я не согласен с:
1. Тем что в СССР начиная с тов. Хрущева рос уровень образованности населения.
2. С тем, что кап.модель априори говно - вопрос в уровне восприятия. Просто капитализм - это не рабовладельческий строй. Россия находится именно на стадии рабовладения.
3. Прогнозы скорой гибели все и вся - это фигня. Конец света в 2000 году, земля на ось и ctr.
4. Не нужно путать "свободных людей" с отморозками. Говорить про общность таких людей тоже нелепо - свободный человек свободен от общностей.

В целом отличный материал - есть о чем спорить.
ГригорийОтветить
08.10.09 12:23Сообщи о некорректном комментарии
Та то люди ошиблись, когда газетку печатали они хотели сказать "дуру", а получилось "гуру")).Нечего обсуждать на самом деле, бессвязность и взаимоисключаемость.
Ответить
08.10.09 12:50Сообщи о некорректном комментарии
Самое простое, это говорить "Какой бред". А самое сложное - думать.
Задам всего один вопрос: "С какой стати рубль начал резко расти по отношению к доллару и евро одновременно?". У нас в стране, что, резко улучшился экономический климат? Или, может быть, падение производства в РФ остановилось (самое большое из стран 20-ки, межды прочим) и заводы начали приносить прибыль (например, Автоваз)? Или,нефть начала резко расти в цене?
Думайте, если считаете себя личностями, а не быдлом. Для меня очевидно, что это очередной пузырь. Никаких предпосылок к росту нет...
А пузенадувание заканчивается, как правило только одним...
СергейОтветить
08.10.09 12:56Сообщи о некорректном комментарии
пузырь это или не пузырь - дело третье. Вопрос в том, что ДП было бы не плохо отказаться от статей касаемых курса валют. За год их набролось столько!!!!!!! А что-нибудь сбылось.....предлагаю позвать ещё гадалку, пусть на картах погадает что будет с парой доллар/евро - а ДП напишет потом статью.
 1-30   31-60   61-83 

Есть мнение
Новости первой полосы
trade.su

E-xecutive.Ru Новости
Биржевой барометр
Вверх 26.48%
На месте 53.25%
Вниз 20.27%
Лидеры роста и падения
ММВБ
Растут%Цена
FLKO23.6417.99
TAMZ18.1622.45
BISVP17.073.28
TASBP12.610.13
RZSB9.753.75
Падают%Цена
SELL-23.341053.29
SZRP-20.0050.00
BENR-12.25702.01
SMSBP-12.190.60
YRSB-11.7621.67
Bалюта
USD30.2066-0.11%
EUR39.33500.05%
GBP47.06790.46%
CHF28.5102-0.65%
AUD27.0138-1.04%
JPY34.3765-0.97%
BYR10.1501-0.01%
UAH38.2725-0.08%
Новости подписчиков ДП
Rambler's Top100
Индекс Цитирования