Зачем забирать техосмотр у ГИБДД

Автор фото: "ДП"

Гостехосмотр автомобилей хотят передать от ГИБДД в частные руки. К чему приведет эта реформа, рассказал владелец Городского центра диагностики автомобилей, одной из первых частных станций техосмотра города, Камиль Ситдиков.

"ДП": Как вы относитесь к тому, что функции по проведению техосмотра ГИБДД могут перейти в частные руки?
Камиль Ситдиков: Простая передача системы из одного ведомства в другое — еще не реформа. Логичнее сначала было бы провести реформирование внутри самой системы, а потом уж думать, кому ее передавать и стоит ли. В противном случае получится как с перестройкой — сначала надо было реформировать экономику, а потом политическое устройство. А сделали наоборот. В результате — ни экономики, ни политического устройства.
"ДП": Хорошо ли, что талоны ГТО будут выдавать частные структуры?
Камиль Ситдиков: Первое и самое главное, чего на сегодняшний день необходимо не делать, — это рассматривать саму возможность выдачи талонов ГТО гражданскими лицами.
Результатом подобного эксперимента будет полная дискредитация идеи о передаче функций ГИБДД не то что общественной организации, а вообще кому–либо.
Необходимо учитывать российский менталитет. С каким настроением сейчас приезжает автовладелец на эту совсем ненужную ему процедуру — можно не говорить. Хорошо, если человек мирный. А если нет? В этом случае наличие инспектора на станции служит мощным сдерживающим фактором.
"ДП": Какой вы видите реформу процедуры ГТО?
Камиль Ситдиков: Было бы логичным полностью доверить проведение процедуры прохождения ГТО аккредитованным экспертам, возложив на них персональную ответственность за результат проверки, а соответственно, освободив от этой ответственности госавтоинспектора. Сотрудникам ГИБДД необходимо проводить только сверку номерных агрегатов, проверку на угон и выдачу талонов с осуществлением общего контроля как представителям правоохранительных органов.
При этом инспекцию выполненных работ лучше всего выполнять смешанной комиссии, состоящей из представителей Минтранса, метрологии, ГИБДД и возглавляемой представителем профильной научной дисциплины.
"ДП": Какие новации можно ввести в ходе реформирования?
Камиль Ситдиков: Хотелось бы в ходе проводимой реформы осуществить следующую новацию — управление ГИБДД по заявке руководства станции обязано обеспечить техосмотр необходимым количеством инспекторов и нести конкретную ответственность за неисполнение поданной заявки. При этом пункт техосмотра должен самостоятельно определять режим работы станции, а не по желанию ГИБДД. Также необходимо определить норму времени, которую инспектор обязан не превышать при проверке одной машины.
"ДП": Как вы считаете, не приведет ли реформа к появлению монополистов?
Камиль Ситдиков: Необходимо на начальном этапе предусмотреть норму, по которой предприниматель не может владеть более 50% линий ГТО от их общего числа в регионе.
Законы рынка объективно в этой сфере не работают, и процесс монополизации носит достаточно легкий характер. Особенно при наличии административного ресурса, который в этой сфере деятельности играет огромную роль. А монополизация в сфере любой безопасности, в том числе безопасности дорожного движения, абсолютно неприемлема.