Отказаться от чужих денег и выиграть

Автор фото: Кирилл Данилюк

Предприниматель, который сознательно отказывается от привлечения чужих денег, но все–таки хочет добиться своего и открыть бизнес, рано или поздно встает на путь бутстреппинга.

Бутстреппинг — это искусство затягивать пояса и разумно экономить. Первыми последователями этой методики стали американские предприниматели из Кремниевой долины. Они советуют жить по средствам, тесно общаться с клиентами и формировать спрос на свой товар или услугу с первого дня запуска бизнеса.
Бутстрепперы считают, что их основное преимущество — это свобода творчества. Они могут менять идеи в процессе реализации бизнеса, пробовать что–то новое. По их мнению, первая идея часто бывает провальной, но, найдя инвестора под нее, автор проекта обрекает себя на медленную, мучительную смерть и потерю репутации в будущем. А выбрав бутстреппинг, начинающий предприниматель рискует только своим временем и деньгами.
Не так давно мода на бутстреппинг пришла и в Россию. Например, московские стартаперы Кирилл Данилюк и Олег Козырев (сейчас запускают интернет–сервис по подбору автокредитов Carbucks) выбрали бутстреппинг, потому что посчитали такой подход наиболее эффективным. "Онлайн–сервис можно сделать за несколько месяцев и выложить в Сеть, именно поэтому бутстреппинг — хороший выход", — отмечают стартаперы.
Отказаться от чужих денег и выиграть Отказаться от чужих денег и выиграть Для того чтобы запустить сайт, им предстояло решить две задачи: заключить партнерские отношения с автосалонами и разработать сам сервис. На наем профессионального программиста не было денег, а общение с партнерами не могли доверить постороннему человеку. Поэтому Олегу пришлось сесть за книги и разобраться с языком программирования Ruby on Rails, а Кирилл взялся за телефон и делал по 20 звонков в день. "Бутстреппинг заставляет много думать головой, поскольку лишних денег нет. Это хороший способ построить действительно работающий бизнес", — считают они.
"Бутстреппинг учит не тратить деньги, а договариваться. Например, заказывать какую–то работу и оплачивать ее не живыми деньгами, а процентом с будущих продаж", — рассказывает Сергей Денисюк, создатель мобильного сервиса "Встречер". Сергей несколько месяцев вел переговоры с венчурными фондами, но в итоге запустил сервис на свои средства.
Принципы бутстреппинга также работают в офлайновом бизнесе. Наталья Птицына, владелица компании "Мотовояж" (организация городских мотоэкскурсий), собрала команду мотоциклистов из друзей, для которых езда на мотоциклах — это не работа, а жизненная необходимость. Наталья не стала открывать офис, свои услуги "Мотовояж" продает через рекламные агентства. Начинающим предпринимателям теоретики и практики бутстреппинга рекомендуют не бросаться в омут головой. Они подчеркивают, что в первую очередь необходимо подумать о "подушке безопасности".
"Можно продолжать работать на постоянной работе, а в перерывах, ночью и в выходные делать проект. Конечно, это сложно, но не сложнее, чем остаться вообще без денег и без работы", — говорит Кирилл Данилюк.
Он отговаривает стартаперов от поспешных решений и советует предварительно посчитать, на какое время хватит накоплений. Если их не хватит хотя бы на полгода самостоятельной жизни, то лучше не начинать. Опираясь на свой опыт (он уволился несколько месяцев назад), он предупреждает, что скорее всего, и в этом случае придется браться за сдельную работу (консалтинг, программирование на заказ), то есть нужно быть готовым трудиться 24 часа в сутки.
Вредные советы от авторов книги Bootstrapping Your Business:
Завести злую собаку для укрепления морального духа сотрудников.
Нанять на позицию "продажника" библиотекаря, потому что такие люди никогда не стесняются отобрать у ребенка последние деньги за просроченную книгу.
Потратить маркетинговый бюджет на спамеров.