Когда директор не имеет полномочий

В нашей консультантской практике часты случаи, когда требований к сотрудникам и руководителям в компании слишком много, а вот ресурсов и полномочий для их выполнения откровенно недостаточно.

Самое парадоксальное, что наибольший дефицит полномочий испытывают наемные генеральные директора! Стоит ли удивляться, что эффективность их работы, с точки зрения собственников, далека от идеала.
Собственно, что такое задачи, обязанности и ответственность, все, как правило, понимают, и объяснять это не нужно. А вот о ресурсах, правах и полномочиях стоит сказать несколько слов — хотя кому–то они и покажутся очевидными.
Ресурсы — это не только деньги, подчиненные, рабочее место, но и информация.
Например, для менеджера по продажам это информация о запасах нужного товара на складе. И сам он ее «добывать» не должен: это руководство компании оплачивает установку информационных систем с блоком «Склад» или утверждает регламенты взаимодействия отдела продаж и складской службы.
Среди прав очень важно право работников вносить предложения и инициативы на рассмотрение руководства. Отказывая в этом праве, руководители серьезно ограничивают возможности развития организации.
Что же касается полномочий, любому руководителю, например, нужны полномочия в распоряжении бюджетом, формировании команды, решении оперативных вопросов без согласования с вышестоящим начальством. Необходимо помнить: если руководитель формально уполномочен принимать какие–то решения, но всякий раз должен согласовывать их наверху, а процедура согласования четко не определена, у руководителя реальных полномочий в этой области нет.
Максим Фуфаев, руководитель проектов консалтинговой компании DBC
Тему статьи можно обсудить на dp.ru в рубрике Brainstorm. Предыдущие материалы см. «ДП» № 151, 141,126/09.