Антикризисные истории: кто спас Nike

В начале 1980–х годов Nike удалось вырваться в лидеры обуви для бега, опередив на американском рынке даже Adidas. Достигнув очередной вершины успеха, компания вдруг оказалась в кризисе.

К 1980 году более половины бегунов трусцой в США носили обувь Nike. На волне общей эйфории занятий спортом и с помощью агрессивного маркетинга Nike оказалась лидером на рынке обуви для бега.
В этом же году компания стала публичной, выставив на продажу 2 млн акций. Воодушевленная ростом, Nike начинает активную экспансию и продолжает расширение ассортимента. Началась богатая жизнь крупной корпорации: Nike двинулась в Европу, Азию и Латинскую Америку, расширила деятельность на Дальнем Востоке. В 1982 году только обувной ассортимент превышал 200 моделей.
Но уже в следующем году появились проблемы. Пять новых европейских филиалов так и не вышли в плюс. В США эпидемия бега трусцой начала спадать. Но в Nike продолжали придерживаться агрессивной маркетинговой стратегии, покупая звезд спорта и снижая цену на продукцию.
Это не помогало. Имидж компании начал морально устаревать. В 1984–м олимпийском году Nike потратила свыше $10 млн на рекламную кампанию и получила... снижение продаж в США на 11,5%, а по итогам 1984 года — снижение прибыли на 30%. Три квартала подряд Nike теряла рыночную долю, пока наконец не ушла в минус. В начале 1985 года ее убытки превысили $2 млн.
Только после этого Nike стала реагировать на ситуацию. Начинается оптимизация издержек, снижаются складские остатки, на 30% сократился ассортимент, отдел разработок сливается с отделом маркетинга, закрываются два завода в США. Меняется маркетинговая политика: заканчиваются эксперименты с модой и украшениями.
Антикризисные истории: кто спас Nike Антикризисные истории: кто спас Nike
Американский рынок переключается с бега на аэробику. Nike покупает фирму Pro–form, небольшого производителя спортивной одежды для тяжелой атлетики, чтобы покрыть все возможные направления фитнеса.
В 1985 году подписывается контракт с баскетболистом NBA Майклом Джорданом для рекламы обуви на воздушной подушке, которую разработали еще 4 года назад. Обувь получает название Air Jordan и продается как горячие пирожки. Запускается серия повседневной женской одежды.
В 1986 году продажи впервые превышают $1 млрд. В 1988 году они достигают $1,2 млрд, а прибыль — $100 млн. Создается знаменитый слоган "Just do it!", и Nike, подтверждая его, в 1989 году продает уже на $1,7 млрд, получая $167 млн прибыли.
Кстати: в середине 2009 года, по информации Associated Press, Nike планировала сократить 5% персонала на своих предприятиях по всему миру. Согласно финансовому отчету компании за 2008–2009 год, выручка увеличилась на 2%, до $19,176 млрд, чистая прибыль упала на 21%, до $1,486 млрд.