Яна Клементовичус: "Нужны люди с амбициями"

Практика двойных дипломов в России насчитывает уже около 20 лет. О настоящем и будущем этого направления "Деловому Петербургу" рассказала Яна Клементовичус, директор Международного института экономики и политики.

"ДП": Институт создан только в прошлом году, хотя опыт совместных с зарубежными вузами программ в Университете экономики и финансов, при котором открыт институт, насчитывает более 15 лет. Это связано с Болонским процессом?
Яна Клементовичус: Частично. Ведь мы не только выстраиваем отношения с зарубежными партнерами, но и разрабатываем сам образовательный продукт. И поскольку этим программам нет аналогов, то нужны не только управленцы, которые занимаются бизнес–процессами, но и люди, которые формируют идеологию. Поэтому и выделили совместные программы в особое подразделение — Международный институт экономики и политики. Когда надо, мы привлекаем ресурсы университета по любому из направлений. Кроме того, такой формат более понятен нашим партнерам, потому что в структуре западных университетов всегда есть аналогичные институты или школы.
"ДП": Сегодня сложившуюся практику двойных дипломов обвиняют в профанации. Вместо того чтобы совместно разрабатывать образовательный продукт и совместно преподавать, отечественные вузы часто просто перепродают программы зарубежных университетов. Что вы думаете по этому поводу?
Яна Клементовичус: Вероятно, "перепродажа" происходит потому, что так проще. Ведь совместные Яна КлементовичусЯна Клементовичуспрограммы — это трудоемко и дорого. Мы не стали идти этим простым путем. Наш опыт сотрудничества с зарубежными университетами, наработанный за 15 лет, позволяет постоянно общаться с партнерами, быть с ними всегда на связи, и поэтому если мы берем за аналог их программы, все равно полностью их перерабатываем.
Мы всегда стояли на той позиции, что наш партнер должен обеспечить подготовку специалистов здесь, в России.
Имеющиеся программы мобильности, когда студенты могут посещать лекции в другой стране, — это скорее дополнительная возможность, но не обязательное условие получения двойного диплома. Такой подход правилен еще и потому, что при этих условиях партнер более открыт, он заинтересован создавать программу именно под российский рынок.
Именно так мы работаем с нашими ведущими партнерами из Франции, Германии, Италии. Они входят в приемную комиссию, приезжают преподавать. Причем четко соблюдая пропорцию 50 на 50: половину курсов читают наши, российские преподаватели или практики, половину — европейские партнеры.
"ДП": Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что эта схема более сложная в плане реализации, но она интереснее и позволяет лучше реагировать на потребности рынка труда. Какие проблемы сегодня существуют у программ двойных дипломов?
Яна Клементовичус: Их несколько. Само понятие "двойной диплом" для многих пока абстрактно. А когда говорят "магистратура по программе двойного диплома" (то, чем мы занимаемся) — это вообще китайская грамота. Во многом это проблема маркетинговой политики, и ее, конечно, со временем можно решить.
Главная проблема — найти людей, имеющих амбиции в международной среде. Я не говорю в компаниях, а именно в среде, потому что российский бизнес активно выходит на международный рынок.
Кроме амбиций люди еще должны обладать определенным уровнем знаний по профессии и иностранному языку и быть готовы к напряженной работе вроде бы на завершающей стадии своего образования в университете. Ты уже без пяти минут специалист, но у тебя есть амбиции и ты должен принять сложное психологическое решение: еще на 2 года погрузиться в учебу. Найти большое число мотивированных людей при этих требованиях — сложная задача.
"ДП": Еще один камень в огород совместных программ — это асимметричность интереса к ним со стороны россиян и иностранцев.
Яна Клементовичус: В чем я точно уверена, что в этой ситуации качество российского образования ни при чем. Со стороны иностранцев при выборе, учиться ли в России, до оценки уровня образования дело даже не доходит. Не поверите, до сих пор, несмотря ни на что, о нашей стране (не говоря уже об образовании) существует очень примитивное представление, буквально медведи и валенки. Интерес к нам есть, что хорошо, потому что позволяет начинать диалог. Когда рассказываешь, как мы обучаем, какие есть программы, они удивляются нашей похожести.
Сегодня к нам приезжают учиться из Швейцарии, Германии, Прибалтики, стран СНГ. Иностранных студентов около 10%. Надеемся довести их число до 30%. Больше не получится.
Существует много административных препон, чтобы принимать иностранцев в магистратуру, в частности, остается очень сложной процедура нострификации (признания документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании иностранных дипломов на территории России). Конечно, трудности преодолимы, но это занимает много времени и сил. Чтобы сделать это, человек должен быть очень мотивирован.
"ДП": Насколько верен тезис, что обладателю двойного диплома легче устроиться на работу и ему практически гарантирована карьера?
Яна Клементовичус: Действительно есть примеры уникальных карьер. Их немало. Один из последних: наш выпускник начал работу в международном французском банке на простых позициях в России, а затем очень быстро оказался в головном офисе в Париже на топовой должности. В руках у выпускника есть два диплома: государственного Университета экономики и финансов и вуза–партнера, как если бы студент учился там. Они дают шансы получить работу и в России, и за рубежом.
Более того, если говорить о трудоустройстве в России, мы иногда получаем заказ на конкретных специалистов от ведущих компаний. Это могло бы перерасти даже в специальные программы обучения под заказ компаний, но кризис помешал. Хотя такие переговоры уже велись.
"ДП": Уменьшилось ли число поступающих в МИЭП из–за кризиса и изменилась ли ваша ценовая политика?
Яна Клементовичус: В отличие от предыдущего в этом году основной набор происходит не летом, а осенью. Так что сложно сказать, стало ли меньше поступающих. Отбор еще впереди.
В отношении цен мы ничего не меняли. Изначально наше предложение не содержало в себе значительной коммерческой составляющей. Конечно, наш интерес — это покрывать наши издержки, но есть и гуманитарная составляющая, работающая на перспективу. Программы вписаны в сотрудничество между странами, на них выделяются гранты. Наша задача не только продать бизнес–продукт, но и создать благоприятные условия для международного сотрудничества.
Факты
Международный институт экономики и политики: создан в 2008 г. при Петербургском государственном университете экономики и финансов. Готовит бакалавров, магистров, аспирантов в партнерстве с Университетом им. Пьера Мендес Франса, Университетом Париж Дофин (Франция) при поддержке МИДа Франции, Университетом Гамбурга при поддержке DAAD (Германия), Краковским экономическим университетом (Польша), Университетом Ла Сапьенца (Италия) при поддержке Европейского Союза (TEMPUS). Программы двойных дипломов реализует с 1993 г.
Программы двойных дипломов в России: началом практики двойных дипломов в России считаются 1990–е годы. Двойные дипломы распространены в экономике, бизнес–образовании, юриспруденции, менеджменте, инженерном образовании. Согласно Болонскому процессу, к которому Россия присоединилась в 2003 г., система высшего профессионального образования к 2010 г. должна функционировать по общеевропейским стандартам: обучение в вузе будет разделено на две ступени — бакалавриат и магистратуру. Двойные дипломы чаще всего представлены на магистерском и докторском уровнях, реже — на уровне бакалавров.