В Узбекистане право собственности на объекты археологического наследия оставили государству

На XIX пленарном заседании Сената Олий Мажлиса (парламента) 28 -29 августа рассмотрен и одобрен новый закон Узбекистана "Об охране и использовании объектов археологического наследия", разработанный группой депутатов нижней палаты парламента. Теперь любой клад, найденный в этой стране, становится госсобственностью.

Об этом сообщил член комитета верхней палаты парламента по вопросам науки, образования, культуры и науки Шавкат Салихов. По словам собеседника агентства, закон состоит из пяти глав и 34 статей. В начале текста закона раскрыто содержание таких основных понятий, как "археолог", "государственный каталог археологических предметов", "археологический предмет", "археологический памятник", "археологическое исследование" и другие. "Ранее четких определений этих понятий в законодательстве не было,- передает его слова Regnum.
По его узбекского сенатора, все связанные с археологией правоотношения на законодательном уровне рассматривались лишь в действующем законе республики "Об охране и использовании объектов культурного наследия", где археологическое наследие было определено частью культурного только в общих чертах. "А на самом деле изучение, охрана и использование объектов археологии являются целой отраслью. Это и послужило основой для разработки отдельного закона", - отметил он.
По его словам, теперь согласно новому правовому акту, под археологическим предметом следует понимать материальный остаток, выявленный при осуществлении археологических разведок, раскопок и надзора или в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также обнаруженный случайно (клад) и прошедший идентификацию. Предусмотрено, что археологические предметы могут быть закреплены за учреждениями науки, культуры и образования. При этом право собственности на объекты археологического наследия принадлежит государству.
"В законе определены полномочия Кабинета министров республики, Министерства по делам культуры и спорта - специально уполномоченного учреждения в области охраны и использования объектов археологического наследия, органов государственной власти на местах. Закон устанавливает порядок осуществления государственного учета и хранения археологических предметов. Так, государственный учет археологических предметов включает их выявление, составление описи с их подробной характеристикой, определение научной и культурной ценности, предоставление научного отчета и регистрацию в Государственном каталоге, а также учет археологических предметов, закрепленных за учреждениями науки, культуры и образования. Хранение археологических предметов предусматривает создание материальных и правовых условий для обеспечения их сохранности", - пояснил Салихов.
Он также сообщил, что в законе определены такие меры по сохранению археологических предметов, как консервация, реставрация и реконструкция. Эти работы осуществляются на основании решения администрации учреждения, за которым закреплен данный археологический предмет.
Он обратил внимание на то, что законом запрещается самовольное проведение раскопок на археологическом объекте, устанавливаются права и обязанности археолога, полномочного для ведения археологических разведок, раскопок и надзора. Проведение археологических разведок, раскопок и надзора вправе осуществлять только государственные учреждения и организации, в учредительных документах которых предусмотрено ведение таких видов работ. Они несут ответственность за их качество, своевременность предоставления научного отчета.
"Закон содержит также положения о порядке финансирования государственной охраны и использования объектов археологического наследия, международном сотрудничестве в этой области, об ответственности за нарушения, связанные с археологическими объектами", - заключил собеседник агентства.