06 августа 2009, 07:38|Игорь Шнуренко|107комментариев
 
 

Яков Гилинский: "Милиция — это организованная преступная группировка"

 

Криминолог, профессор кафедры уголовного права Петербургского юридического института Академии генпрокуратуры Яков Гилинский рассказал о том, насколько в милиции распространена коррупция, кому нужны пытки и почему нужно всех разогнать. 

 
 
Яков Гилинский

"ДП": Вы автор многих исследований, посвященных организованной преступности и другим проблемам, которые призваны решать правоохранительные органы. Но не превратились ли они из способа решения проблемы в саму проблему?

Яков Гилинский: Давайте называть вещи своими именами: сегодня милиция – это организованная преступная группировка (ОПГ). Конечно, это не касается всех сотрудников, среди них есть порядочные люди, но в целом как система, как структура, как организация милиция сейчас носит криминальный характер по очень многим позициям.

Во–первых, это взятки. Место начальника райотдела милиции в Москве стоит от 100 тыс. евро до Яков Гилинскиймиллиона. Почему такой разрыв? Потому что если на территории райотдела милиции проживают те, кто у нас называется "лицами кавказской национальности", или мигранты, то стоимость поста — миллион, потому что есть с кого брать взятки. Берет, конечно, не сам начальник, берут его подчиненные. Происходит так называемая "возгонка".

Берут снизу, часть оставляют себе, часть передают наверх. А в тех районах Москвы, где живет элита, и за 100 тыс. не найдешь желающих стать начальником райотдела.

Публиковались данные, как сотрудники ГИБДД в Петербурге распределяют взятки. В собственный карман — 65%, 25% — начальству, 5% — выпускающему на воротах, 5% — дежурному.

В зависимости от того, сколько ты даешь начальству, ты получаешь хлебное место для дежурства: при въезде в город на трассах, за нерегулируемыми пешеходными переходами, за железнодорожными переездами, там, где сплошная осевая, в непосредственной близости от кафе или ресторанов. На дежурство направляют тех, кто хорошо платит начальству.

Но взятками дело не ограничивается. Милиция участвует в наездах, когда одна коммерческая структура "заказывает" конкурирующую, через так называемые "правоохранительные" органы. Их давно уже нельзя называть правоохранительными, они левоохранительные.

Но и это далеко не все: у нас страшно распространены пытки. Мы проводили исследование в пяти регионах Российской Федерации, в ходе которого опрашивали население, экспертов, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. Эти города и регионы — Петербург, Псков, Нижний Новгород, Республика Коми и Чита. Оказалось, что доля пытуемого населения в каждом из этих регионов примерно одинакова. Это означает, что практика распространена по всей стране примерно в одинаковой степени.

В Петербурге мы опросили свыше 2 тыс. жителей города — это репрезентативная выборка! Нас интересовало, какая доля населения за год подвергалась пыткам со стороны милиции. В среднем мы получили 4% населения. В Петербурге мы провели дополнительный опрос, чтобы выяснить, какой процент населения подвергался пыткам за все время проживания в городе.

Результат потрясает: 21%! По колониям мы задавали вопрос: подвергались ли вы пыткам до вынесения приговора, то есть во время предварительного расследования? Утвердительный ответ дали, по разным регионам, от 40 до 60% нынешних осужденных! Пытки в России классифицированы. Есть печально знаменитый "слоник", когда надевают противогаз, и перекрывают воздух, и человек задыхается, или, хуже того, газ туда пускают.

Я читаю лекции студентам, и рассказываю им о "слонике", о "ласточке", о "конвертике", о "растяжке", и потом говорю, что есть опробованные на Северном Кавказе новые виды пыток, но я не могу о таком вам рассказывать, потому что тут сидят девушки. Судя по публикациям в прессе, эти "опробованные" пытки дошли и до других регионов. Это жуткая система! И сделать ничего нельзя, кроме одного: уволить всех сотрудников милиции, 100%, и набрать новых людей. Но откуда их набирать?

В Советском Союзе пытали "врагов народа", но массового распространения пыток в отношении простых граждан не было. Вообще, многого из того, о чем я сейчас говорю, не было. Не случайно был положительный образ "Дяди Степы — милиционера", защитника детей, взрослых, который всем помогает.

"ДП": Может быть, можно предпринять что–то в рамках существующей структуры?

Я.Г.: Ничего сделать нельзя – у нас весь генералитет завязан на коррупционных схемах! Я назвал заказные дела, пытки и взятки, но за ними тянутся и другие преступления со стороны работников милиции. Мы же перестали раскрывать дела! А то, что раскрывается, раскрывается с помощью тех же пыток.

Полно дел нераскрытых, а, с другой стороны, сколько невинно осужденных! Какое–то дело на контроле у начальства, пытаются его раскрыть, хватают первых попавшихся, под пытками вынуждают дать показания, и невиновные идут в тюрьму. Наша сегодняшняя милиция нереформируема в принципе.

Нужно разогнать всех и набрать новых, но как это сделать в масштабах России? Это можно сделать в масштабах Эстонии или Грузии, а в масштабах России это нереально. Куда вы уволите полтора миллиона человек — и кем вы их замените? А проблема зарплаты? Как могут жить на свою заработную плату не только рядовые, но и офицеры?

Подполковник–полковник милиции получает меньше 20 тыс. рублей, а лейтенанты и того меньше. Уборщица не пойдет на такие деньги! Поэтому происходит то, что я называю "кормлением", практика, которая существовала в России до XVI века, когда оно было официально отменено. Тогда на места посылали воевод без зарплаты из казны — их должно было кормить население. "Откормленные" воеводы возвращались в Москву, везли с собой подводы с добром, полученным за время кормления. Когда они въезжали в Москву, у них половину этого добра отбирали.

Сегодня заведомо платят деньги, на которые не может прожить специалист, и это преступление — уже со стороны власти, а не со стороны милиции. А пенсии? В Европе офицер полиции, выходящий на пенсию, полностью обеспечен, он может кататься по всему миру. Поэтому он держится за место.

"ДП": Влияет ли на коррумпированность и другие беды наших правоохранительных органов социальное неравенство?

Я.Г.: Конечно, влияет. В странах Прибалтики, где я часто бываю, сейчас тяжелое положение, но там нет и такого неравенства, и таких проблем с полицией. Не говоря уже о странах Западной Европы.

"ДП": А если усилить наказания, как это делается в Белоруссии? Возможно, тогда масштаб безобразий в правоохранительных органах пойдет на спад?

Я.Г.: В Белоруссии работает комплекс мер. Там нет такой коррупции, есть исключительные случаи, за которые и полагается достаточно жесткое наказание. Я согласен с ними в том, что должна быть конфискация имущества. Мы же вообще отменили конфискацию! У нас же все делается в пользу коррупционеров! Сейчас конфискация восстановлена, но не в качестве меры наказания.

Уголовная политика перевернута с ног на голову! Само по себе усиление наказания за уголовные преступления ничего не даст. В Китае есть смертная казнь за взяточничество — и благополучно берут взятки. В СССР по кодексу 1926 года максимальное наказание было 10 лет лишения свободы, а по кодексу 1960 года — до 15 лет лишения свободы.

Правда, была пара сталинских законов — от 1932 года, "закон о колосках", как его называли в народе, и два указа от июня 1947 года, где вводилось наказание до 25 лет. Но эти законы существовали недолго. Времена же меняются - у нас темп жизни сейчас совсем другой.

Если 30 лет назад человек, получивший 5 лет лишения свободы, возвращался в ту же страну, к тем же средствам производства, сейчас человек выходит и через 5 лет оказывается в другом мире, абсолютно неприспособленным, неадаптированным. В Западной Европе меры наказания, как правило, до года-двух, и срок считается неделями и месяцами.

"ДП": На Западе был схожий период с тем, что мы наблюдаем здесь, или мы совсем уникальны?

Я.Г.: Того, что творится у нас с милицией, не было и нет ни в одной цивилизованной стране. Что касается меры воздействия, то мы здесь с США примерно одинаковы — две абсолютно нецивилизованные страны. Пусть меня простят американцы, но их сроки лишения свободы по 500–600 лет абсолютно бессмысленны. И в тюрьмах я был американских — это далеко не такие тюрьмы, как в Западной Европе. В большинстве штатов там сохранена смертная казнь, что вообще признак абсолютно нецивилизованного государства. На Америку в этом отношении я никак бы не стал равняться.

"ДП": По числу убийств мы сравнялись с Соединенными Штатами?

Я.Г.: Нет, простите. У нас сейчас в среднем около 20 убийств на 100 тыс. населения, а у них пять-шесть. Это при том, что там разрешено носить оружие. А недавно у нас было 23 убийства на 100 тыс. Это по данным милицейской статистики, а по данным медицинской — свыше 30.

Милицейская статистика учитывает как убийство только те случаи, когда предусмотрена статья за убийство. Сейчас это 105–я статья Уголовного кодекса. А медицинская статистика учитывает реально убитых. Например, причинили тяжкий вред здоровью, и человек скончался.

По правовой квалификации это будет 111–я, часть 4–я, но с точки зрения медицины это будет смерть от убийства. То же самое — смерть от террористического акта: для милиции это теракт, а для медицинских учреждений — убийство. Мы по убийствам на третьем месте в мире, после Колумбии, где идет гражданская война, и ЮАР.

"ДП": Глава МВД Нургалиев предлагает систему личного поручительства при назначении на руководящие должности в милиции.

Я.Г.: Нургалиев очень многие вещи говорит правильно. В частности, он сказал недавно, что милиция должна обслуживать население. Это не идея Нургалиева, это концепция, давно разработанная и осуществляемая в США, где она называется Community Policing. Это полиция, приближенная к населению, когда она выступает в качестве сервисной организации, наравне с магазинами и аптеками и со швейными мастерскими.

Полиция обслуживает население, обеспечивает его безопасность. Идея в том, что полиции, которая находится на государственной службе, платят за то, чтобы она защищала население. И население им отвечает тем же, не прячется от полиции, а помогает ей. Несколько лет назад мы проводили сравнительное исследование взаимоотношений с населением петербургской милиции и полиции Нью–Йорка и Чикаго.

Так вот, у нас милиция в 2 раза чаще задерживает людей, чем в названных городах США, а у них население само обращается в полицию в 2 раза чаще, чем у нас. Почувствуйте разницу!

"ДП": Такая система подразумевает общественный контроль…

Я.Г.: Правильно — так ведь всю систему менять надо! Если сказать нашим милиционерам: все, ребята, с завтрашнего дня вы обслуживаете население, что вы услышите в ответ?

"ДП": Они скажут: платите нам, и мы будем обслуживать.

Я.Г.: При том развращении милиции, которое есть сегодня, увеличьте зарплату милиции в 10 раз — и ничего не изменится! Сумма взяток изменится. Система прогнила, и ее нельзя исправлять мокрыми припарками.

Среди моих студентов была группа таможенников. Я читал им лекцию о взятках, в том числе в таможенной службе, после лекции они мне говорят: "Яков Ильич, у нас инспектор таможни получает такую–то сумму. У него семья, как вы думаете, может он жить на такие деньги?" Не может.

А если инспектору таможни увеличить зарплату в 10 раз? Он перестанет брать взятки? Они смеются: конечно, нет. Люди уже развращенные, они привыкли, это не произвол Иванова–Петрова–Сидорова, это система! Сегодня простое повышение зарплаты ничего не даст, кроме одного — увеличения суммы взяток!

Факты
Уровень умышленных убийств в РФ:
до перестройки — 8–9 в год на 100 тыс. населения, в период перестройки — 6–7.
С 1990 г. показатель превысил 10, с 1994 г. — 20, в 1994-1995 гг. и 1998-2005 гг. — свыше 20.

Рейтинг по числу убийств (мировые лидеры (в год на 100 тыс. жителей):
Колумбия — 70–80;
ЮАР — 40–50;
Россия— 20.

Остальные: Австрия — 1,2; Венгрия — 2,3; Германия — 1,1; Финляндия — 2,9; Япония — 0,9.

 
 
 
наверх
 
 
Читайте на эту же тему
 наверх
 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10...
Олег11 августа в 14:53Ответить

Какандокуло, а сколько Вам лет?

Степанов12 августа в 7:39Ответить

Врет этот профессор, как сивый мерин.
В России примерно миллион заключенных. Это 0.7 процента от населения.
Половина от них = 0.35 процента.
21 процент пытаемых набирается за 60 лет, а не за 15, которые существует Россия.

Степанов12 августа в 7:40Ответить

Каждый может проверить его цифры сам.
Опросите своих знакомых, человек по 50-100 у каждого наберется.
И сообщите результаты.

Lora Versus12 августа в 8:37Ответить

В комментах уже готовое решение, обобщаю:
1.разогнать весь состав,начиная с верхушки, на 75% (оставить мелких служащих без которых текучка невозможна).

2.Сократить количество в НОВОЙ ПОЛИЦИИ, обслуживающей население в 5 раз - так как сейчас штат раздут до невозможного!!

3.Приглашать новых работников, обязательно с образованием,желательно с высшим, без опыта в гос органах, на новую з/п выше в 3-4 раза (средства освобдятся за счет снижения численности состава).
4. ГАИ так же разогнать и набрать новую небольшую службу по обслуживанию безопасного движения, которая НЕ будеть стоять на дорогах, а только будеть вешать и мониторить камеры, следить за состоянием дорог и тех состоянием автомобилей. Опять же более низкий численный состав этой службы позволит нанять специалистов и закупмить новую технику!!! (В этой службе в принципе бывших брать на работу можно, так как ребята реально вменяемые и нормальной з/п взяток не брали бы)
5.Ну конечно ужесточение наказания за взятку ( и конфискация, и уголовные сроки)

Ведь давно известно соотношение:
10% - не будут воровать никогда и ни при каких обстоятельствах
10% - будут воровать всегда
80% - своруют тогда, когда представится случай
Не надо давать возможность.


Очень не зватает лидера, который реально cможет что то изменить. Люди реально на это способные возглавляют более или менее крупные частные предприятия и идти в политику считают грязным и неблагодарным делом. А политиканов выращивают органы.

Банзай12 августа в 11:54Ответить

Автора статьи ты, "fedyamitin", на леаоповал хочешь отправить?

Пессимист12 августа в 13:06Ответить

Разговоры о реформе в милиции бессмысленны, это как говорить о реформе среди постовых гаи. Само государство ОПГ, а милиция ее подразделение. К сожалению поменять что-то можно только через кровь, но все это уже было в истории и результаты не утешительны. тупик.

Душный12 августа в 13:53Ответить

2 Пессимист

Согласен.
Но насчет тупика не соглашусь. Есть бескровный вариант - как в старые времена на Руси с тараканами боролись? Собирали все самое нужное и шли к знакомым пожить. Родной дом при этом вымораживался вместе с оголодавшими прусаками. Так что: вправду любишь Россию - вали-и-и!!

Пессимист12 августа в 14:17Ответить

2 Душный
Тараканам нужны хозяева чтобы подбирать крошки со стола. В нашем случае тараканы это мы, хозяевам останется найти 10-15 млн гастарбайтеров для обслуживания выкачивания ресурсов, что не проблема, причем выгоднее во всех аспектах.

Мак12 августа в 14:29Ответить

ДА все верно у нас щас можно за 15000р нанять 2мусора чтоб они избили человека

манфред12 августа в 17:16Ответить

Какие-то обывательские рассуждения о милиции и коррупции, хотя вроде бы дядька и умненький, даже профессором себя имнует..., наверняка еще и стекляшки на носу носит!
Ну если милиция-это организованная преступная группа, то прокуратура (со своим Университетом)- организованное преступное сообщество!!!

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10...

 
USD29.46060.10%
EURO38.5138-0.51%
Газета «Деловой Петербург»

 


 
Rambler's Top100 Индекс Цитирования