"Живой Будда" рассказал чего не хватает человеку

Автор фото: Фото: Татьяна Зубкова

Кармапа известен как "царь йогов Тибета", его также называют "живым Буддой". Если говорить языком аналогий, Кармапа для буддистов - как Папа Римский для католиков, а далай-лама - как патриарх. В Россию Кармапа приехал по приглашению главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. В ходе поездки по России 25-летний Тхайе Дордже дал эксклюзивное интервью "Деловому Петербургу".

"ДП": Чего, по вашему мнению, не хватает современному человеку?
Т.Д.: Можно сказать, что не хватает многого. Но с другой
стороны, ни в чем нет недостатка. Все зависит от точки зрения. В том смысле, как
воспринимать реальность, как взаимодействовать друг с другом, как жить. В одном
и том же положении, но с разными взглядами получаются разные результаты. Сейчас
есть возможности создавать множество мостов между людьми и приносить в мир много
гармонии. Потому что модернизация, которая происходит в вашем обществе, -
прекрасный для этого инструмент.
Телефоны, компьютеры, Интернет - потрясающие вещи, способные
объединять людей. И с перспективной точкой зрения человек может использовать все
эти инструменты для чего-то очень хорошего. Например, сейчас мир поразили
экономический, климатический и бесчисленное множество других кризисов. Но если
эффективно использовать высокие технологии, то, уверен, можно найти сто и один
способ решить проблемы. Все действительно зависит от нашей
ответственности/безответственности.
"ДП": С вашей точки зрения, небуддист может стать счастливым?
Т.Д.: (Смеется. - Ред.) На самом деле буддист - это всего
лишь термин. И, как любой термин, в большой степени иллюзия. Но следуя пути,
называть себя буддистами - просто удобно. Так легче идентифицироваться. С
буддийской точки зрения способность достичь просветления есть у каждого,
называет он себя буддистом или нет.
Любой человек может быть счастливым, потому что у него есть
все необходимые для этого способности и качества. Есть две составляющие счастья,
два ингредиента, необходимые для его достижения: сочувствие и мудрость. С точки
зрения буддизма даже в страшных вещах для небуддиста, таких как война,
терроризм, кризис, в конце концов, нет ничего страшного.
"ДП": Есть вещи, которые вас лично беспокоят?
Т.Д.: Кризисы и все прочее "страшное" очень даже возможны.
Все это может произойти, если люди недостаточно внимательны. Тогда они теряют
сочувствие и все то хорошее, что дает сочувствие. И в конце концов начинают
верить, что жадность содержится в человеческой натуре. Окружающие жадные -
почему бы и мне не быть жадным. Такого рода вещи приводят к большому кризису.
"ДП": Если уж мы заговорили о жадности, почему в современном мире
существует культ материальных ценностей?
Т.Д.: Если посмотреть на многие кризисы, то именно такое
материалистическое размышление порождает их. Люди впадают в крайность. Начинают
слепо верить в идею денег. И сами по себе безопасные материальные вещи из-за
этого взгляда становятся опасными. Но если позаботиться о том, чтобы
использовать их мудро и с ответственностью, то они могут быть действительно
источником большого счастья.
Ценность денег, драгоценностей
и прочего подобного основана на доверии, на глобальном доверии. Если убрать это
доверие, то золото - просто еще одно вещество, а деньги - просто бумага. Поэтому
важно напоминать себе, что на самом деле является настоящими ценностями.
"ДП": Говорят, вы заявили о том, что вы Кармапа, в 2 года.
Многие люди и в 30 лет не могут понять свое предназначение. Как его понять?

Т.Д.: У всех есть потенциал, чтобы понять предназначение.
Даже когда мы маленькие. Напротив, по мере взросления на ребенка начинают
действовать ожидания родителей и окружения. С абсолютной точки зрения у нас у
всех одно предназначение, и это хорошее предназначение, счастливое - быть
свободными, совершенно свободными от идеи какого-то "я". И этого можно достичь.
Каждый человек показывает признаки того, что хочет такой свободы. Вот только не
знает, как ее достичь.
Мы думаем, что быть свободными - значит не зависеть от
других. Но нет никаких других, от которых нужно быть свободными. Потому что суть
- в освобождении от "я", и если нету "я", то нет и других. Если мы поймем, что
дело не в свободе от других, а в свободе от своих собственных идей, тогда придет
постижение истины.
"ДП": Вас называют "живым Буддой". Каково это - быть
Буддой?
Т.Д.: Мне тоже интересно (смеется. - Ред.). Это не
чудо. Это в большой степени заслуга наших собственных действий. И нашего
собственного развития мудрости и сочувствия. Исходя из того, чему меня учили,
возможности есть у всех.