Приставы заберут чужое

Судебные приставы грозятся отбирать у должников имущество, записанное на их родителей, тещ и "дружественные" компании. Юристы говорят, что это будет непросто.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) заявила сегодня о том, что оформление на других лиц автомобилей, коттеджей, домов, квартир, техники, промышленного оборудования и любого другого имущества перестает быть мерой, позволяющей должникам уклоняться от уплаты долгов.
"Предметом интереса судебного пристава–исполнителя станет все имущество, находящееся в фактическом пользовании и владении должника вне зависимости от того, кто является его формальным собственником", — отмечают в ФССП.
"Права на это имущество будут подвергаться тщательной проверке, и если судебный пристав усмотрит в документах признаки мнимой или притворной сделки, имущество будет незамедлительно арестовано и начнется судебная процедура применения последствий недействительности ничтожной сделки", — говорится в сообщении службы.
ФССП приводит пример положительной судебной практики по таким действиям в Ивановской области. "В ходе работы выяснилось, что имущества у должника нет, — говорится в сообщении службы. — Точнее оно было, но давно "продано". Усомнившись в реальности этой сделки, судебный пристав все же наложил арест на уже "проданное" имущество и обратился в суд за подтверждением законности своих действий. Суд подтвердил правомерность действий судебного пристава–исполнителя, а сделку по продаже имущества признал недействительной в силу мнимости".
Суд учел, что несмотря на наличие договоров купли–продажи транспортного средства, новым собственником не были совершены фактические действия, направленные на исполнение обязанностей по содержанию приобретенного имущества, не произведена перерегистрация транспортного средства, не осуществлена постановка на баланс предприятия, не уплачивался транспортный налог и т.д.
Приставы отмечают, что имеется еще целый ряд подобных судебных решений, и заявляют, что указания по активному применению новой практики направлены во все территориальные органы ФССП.
Пример, приведенный ФССП, управляющий партнер Rightmark Group Михаил Бойцов назвал "взятым из учебника". В реальности, по его словам, если покупатель имущества должника правильно оформит все документы, то доказать мнимость сделки будет достаточно сложно. Суды признают сделки мнимыми в 20–30% случаев. "Это достаточно сложно доказываемый состав", — говорит Михаил Бойцов.
Юрист также отмечает, что "если пристав наложит арест на чужое имущество (не принадлежащее должнику. — Ред.), то такие действия однозначно незаконны. И никакой суд правомерность действий пристава не подтвердит". По его словам, сначала приставу придется обращаться в суд за признанием сделки по продаже имущества ничтожной.