Что стоит за "Проектом Россия"

Автор фото: radikal.ru

Число поклонников книжной серии "Проект Россия" множится, что немудрено при миллионных тиражах издания и благодаря тому, что при ее распространении задействован режим наибольшего благоприятствования. Но что за идеи стоят за "Проектом"?

Интересно, что, хотя книга называется "Проект Россия", само слово "Россия" там почти не встречается. Во всяком случае в третьей, последней книге проекта.
Провозглашая своей целью служение Богу, авторы отмечают, что совместить это со служением Родине невозможно: "Никто не может служить двум господам". Почти нет в книге и упоминания о русских — гораздо чаще на ее страницах встречаются евреи. Хотя книгу с таким названием явно ждут упреки в антисемитизме, эти упреки авторы, очевидно, старались отвести, как могли.
В предыдущей публикации на эту тему (полностью обзор о "Проекте" опубликован в газете "Деловой Петербург" за 22 мая) мы писали, что по структуре книга очень похожа на многочасовую телевизионную проповедь. Как положено, проповедник обещает спасение избранным — тем, кто пойдет за ним и приступит к строительству некоего Ковчега. Впрочем, подбирая название этой корпорации избранных, авторы все–таки останавливаются на слове "группировка". Сами авторы объясняют выбор названия тем, что "группировке" предстоит вести войну не на жизнь, а на смерть с другой, вражеской группировкой: "Группировку может выбить с занимаемых позиций только другая группировка".
При этом в работе со сторонниками исповедуется презумпция виновности. "Проект–3" цитирует тут "Проект–2": "Ерунда какая — изначально предполагать невиновность человека…Доверяем мы только тем, кого давно знаем. Доверяем… и проверяем. Потому что слаб человек и всегда готов пасть". О противнике проповедник туманно обещает поговорить в более узком кругу приверженцев, сообщив, впрочем, что все враги — это "дети дьявола".
Настоящим знанием обладает, естественно, сам проповедник, который в разных частях книги пытается изложить не только технологии борьбы, но и свое понимание истории, и даже метафизику.
Но эти поверхностные рассуждения — одно из самых слабых мест книги. Даже не в очень крепкой sci–fi понимания физики больше, чем в той главе "Проекта Россия", где описываются загадочные и явно не вполне понятные писавшему "квантовые флуктуации", "кванты материи" и "кванты движения". Описания появления мира "из ничего" настолько беспомощны, что хочется посоветовать авторам убрать их из книги при переиздании.
На паре страниц авторы управляются с Декартом, еще меньше места им требуется, чтобы рассчитаться с другими натурфилософскими системами; а когда они чувствуют, что совсем запутались, перескакивают на цитаты из Священного Писания. Тут можно перевести дыхание: с евангелистами и пророками, понятно, не поспоришь.
Не раз и не два на протяжении книги делается упор на то, что мировая история — не больше чем инструмент властей предержащих, любые факты легко сфальсифицировать, а значит, ни одной принятой версии исторических событий верить нельзя.
При этом зачем–то добрая часть книги посвящена доказательству реальности исторического факта воскресения Иисуса Христа. Рассматриваются разные версии, сверяются свидетельские показания, после чего делается вывод: воскресение было. Хорошо, а как же с утверждением, что все ангажированы и никому нельзя верить? Релятивизм у авторов получается выборочный, как и положено в технологиях манипуляции: то есть врут все, кроме меня.
Создатели серии явно старались смешать в одном флаконе религию, эрзац–философию и довольно доходчивую публицистику. Смесь получилась гремучей — только имеет ли "Проект" отношение к православию?
Вот что говорит о "Проекте" отец Андрей Кураев, диакон, профессор богословия Московской духовной академии: "У меня отрицательное отношение к "Проекту Россия". Во–первых, потому что я не люблю, когда мою родину проектируют, а во–вторых, не люблю, когда это делают люди с тоталитарно–фашизоидными идеями. Особенно третий том — это, конечно, мрак! Я его пролистал достаточно, чтобы испытать чувство блевотного отторжения. Самоуверенные молодые люди, которые считают, что если у них будет власть, то они в 24 часа наведут Ordnung. Не знаю, кто и почему так активно продвигает эту книгу, но политические спонсоры у нее очень серьезны. Это люди, у которых есть рычаги давления даже на церковь. Безусловно, это дело рук коллектива авторов.
Среди них есть люди, которые считают себя православными. В их сознании православие превратилось в идеологию, которая дает им право оправдывать свою жажду власти, свое право экспериментов с человеческой совестью, с судьбой людей. Что касается описанной в книге технологии манипуляции человеческими массами, то я — человек масс и не люблю, когда мною манипулируют. Помните, у Галича: "Не бойтесь чумы и не бойтесь сумы, не бойтесь пекла и ада, а бойтесь, единственно, только того, кто скажет: "Я знаю, как надо".