Кризис уже закончился

Как лучше всего образно описать нынешний кризис? Есть многоквартирный дом. Люди в нем живут разные. Кто–то сделал в своей квартире евроремонт, кто–то спит на полу, предпочитая уюту спиртные напитки.

Но есть у всех жильцов общие вещи. Их две — канализация и водопровод. Какой ремонт ни делай, каким "эффективным" менеджером ни будь, а отдельный водопровод с отдельной канализацией в многоквартирном доме никто к себе проложить не может. А кто заведует в доме водоснабжением? Сантехник, разумеется. И вот этот тип взял да и перекрыл воду в доме. И холодную, и горячую. И на кухне, и в ванной. Перестала работать и канализация — воду–то взять неоткуда.
В полном расстройстве семья директора завода, живущая в евроремонте, неудобства испытывает спившийся алкоголик. Всем одинаково плохо. И никто не может решить проблему самостКризис уже закончилсяКризис уже закончилсяоятельно. Вода не идет одинаково во все трубы, если перекрыт кран, регулирующий ее доступ. Аналогично этому печатающая "главные деньги мира" частная структура в США (ФРС) перекрыла кредитный краник. Компании, страны и люди больше не могут получить кредиты. Что остается делать? Договариваться с сантехником. То есть с Соединенными Штатами, валюта которых и есть современная живительная влага экономики.
Каким образом организовали кризис? Как, а вернее, чем "сантехник" перекрыл финансовый краник? Этим инструментом стало некое "предписание". Если продолжать яркую череду зрительных образов, то ее можно назвать иголкой, которая проткнула шарик мировой экономики, надутый ничем не обеспеченными долларами.
В момент, когда на рынке облигаций и акций возникли сложности и стоимость ценных бумаг пошла вниз, в действие вступило предписание FAS №157, выпущенное американским Советом по стандартам финансовой отчетности (Financial Accounting Standards Board, FASB).
Когда начался нынешний кризис? В I квартале 2008 года. Где? В США.
Правильно, именно с этого отчетного периода злополучное предписание и вступило в силу. Что оно значило? Ранее банки США зачисляли на свой баланс активы согласно стоимости, по которой они их приобрели. Например, $100. Согласно этой новой законодательной норме отныне активы должны были считать по рыночной стоимости! То есть $20, вместо $100. $80 просто разом исчезали, причем у всех. Балансы всех финансовых институтов сразу ушли в минус. Новые кредиты не взять — вы практически банкрот, старые долги не отдать.
Что в итоге? Кризис. Заботливо подготовленный и тщательно организованный. Ведь злополучное предписание FAS №157, носившее по американской традиции политкорректное наименование ("Измерение по справедливой стоимости"), было принято еще в сентябре 2006 года.
Американское государство формально к этому не имеет никакого отношения: Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) — организация неправительственная, независимая. Посвященным в политические и экономический тайны задолго до кризисного 2008 года было ясно, к чему идет дело. Вспомните последнее выступление российского премьера в Государственной думе. Когда российская власть дала секретное распоряжение своим финансистам избавляться от рискованных активов, что в итоге помогло сохранить всю "государеву казну" в неприкосновенности?
Зачем мы рассказали всю эту интересную историю? А затем, что кризис уже закончился. В начале апреля, сразу после окончания встречи G 20, Совет по стандартам финансовой отчетности разрешил банкам использовать "внутренние математические модели для оценки активов". Причем с I квартала 2009 года. Теперь сами банкиры посчитают, сколько стоят долговые расписки, которыми они обладают. А поскольку долги — это главное, что перепродают друг другу нынешние финансисты, то их балансы резко пойдут на лад.
Читайте новости: "Чистая прибыль одной из крупнейших в США финансовых корпораций Goldman Sachs Group Inc. в I квартале 2008–2009 финансового года, завершившемся 27 марта, выросла на 13%...". Сантехник уже открыл краник. Вода уже пошла в трубы финансового мира. Осталось дождаться, пока она дойдет до нашей "квартиры". Кризис закончился, просто мы этого еще не заметили.
"Труба" очень длинная. Еще будут закрытые производства, еще будут большие сложности. Но надо продержаться. Те, кто начали кризис, уже дали отмашку на его окончание. Потому, что на прошедшем G 20 их очень сильно "попросили" Китай, Россия и Европа. И отказать было невозможно. Как в фильме "Крестный отец"…
Николай Стариков, писатель, обозреватель журнала "Консерватор"