"Деловой Петербург". Изменения в законодательстве о связи могут дать стимул развитию виртуальных операторов

Автор фото: Global Look Press

В России растет интерес к виртуальным операторам сотовой связи, таким как "Зенит Мобайл" и "А–Мобайл" от "Ашана". Ожидается, что в конце 2013 года мощный стимул этому рынку даст предусмотренная законом "О связи" возможность сохранения номера при смене оператора, которой наконец–то смогут воспользоваться абоненты.

Виртуальный оператор использует инфраструктуру другой компании, но продает услуги под собственной маркой. Идея MVNO в том, что он имеет доступ к каналу продаж или нише пользователей, до которых не может дотянуться базовый оператор. В 2012 году абонентская база виртуальных операторов в России выросла почти на 20% и превысила 1,35 млн абонентов, подсчитало агентство "Рустелеком". Годом ранее рост составил 10%. Для сравнения, база российских операторов сотовой связи увеличилась за 2012 год на 2%.

Интерес есть, прорыва не было

Виртуальные операторы строят большие планы на Петербург и Ленобласть: на этот регион приходится 11% ресурса нумерации, выделенного всем виртуальным операторам России. Это почти 970 тыс. номеров. Больше только у столичного региона и Нижегородской области. Несмотря на ощутимый рост базы, модель MVNO, узаконенная еще в 2008 году, приживается в России медленно.
Около 20 операторов связи в России позиционируют себя как виртуальные или близкие к таковым. В Петербурге к ним можно отнести "АТС Смольного" (на сети "МегаФон"), сам "МегаФон" на сети "Скартел" (Yota), "Зенит Мобайл" и "А–Мобайл" от "Ашана" (МТС), "Алло Инкогнито" и EkoMobile ("Билайн").
Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что стимул для развития рынка может появиться после того, как в России заработает услуга переносимости мобильных номеров (MNP) — сохранение номера при смене оператора.
Согласно закону "О связи", это должно произойти в декабре 2013 года. Дело в том, что MNP требует изменений нормативной базы в части присоединения к сети операторов, что и является главным камнем преткновения для виртуалов. "Большая тройка" неохотно делится своими ресурсами.
"Операторы не продают нам оптом свой трафик. Поэтому мы выступаем не более чем агентами по продаже услуг "большой тройки", — сетует Владислав Бессонов, руководитель петербургского филиала "КантриКом" (виртуальный оператор "Алло Инкогнито").
"Мы проявляем интерес к проектам MVNO, но они должны быть реализованы на взаимовыгодных условиях. Пока мы не видели по–настоящему интересных предложений" — возражают на это в "ВымпелКоме" ("Билайн").
В "МегаФоне" говорят, что MVNO — верное решение в некоторых случаях. Например, когда "МегаФон" сам стал виртуальным оператором на сети "Скартела" (Yota): "Это позволило запустить сеть 4G в короткие сроки, сократив затраты".
В МТС утверждают, что незначительное число проектов по MVNO–схемам связаны с высокой конкуренцией на рынке. "Сегодня действующие операторы связи способны удовлетворить спрос абонентов", — уверяют в компании.

Непонятный закон

Однако во многих развитых странах, где конкуренция на рынке связи немаленькая, виртуальные операторы гораздо более доходный бизнес, чем в России. Это во многом обусловлено позицией государственного регулятора. Например, в Норвегии и Гонконге сотовые операторы обязаны предоставить доступ к своей сети.
В компании "Вест Колл" (имеет лицензию на MVNO) полагают, что в России дело уже сдвинулось с мертвой точки.
"Долгое время операторам, имеющим лицензии MVNO, а также их потенциальным партнерам было многое непонятно с точки зрения законодательства, — говорит Виктория Тихонова, директор Петербургского филиала ЗАО "Вест Колл Лтд". — Сейчас ситуация несколько прояснилась, и мы ведем переговоры о запуске MVNO".
Но далеко не все участники рынка настроены оптимистично. Финансовый директор виртуального оператора EkoMobile Игорь Жиленко считает, что внедрение услуги переносимости мобильных номеров не повлияет на становление MVNO.
"Надо ждать, пока у операторов придет четкое понимание необходимости таких (виртуальных. — "ДП") игроков на рынке, и тогда наступит новая эра развития сотовой связи", — говорит он.
Однако понимания и не намечается. "Большой тройке" не нужны конкуренты, даже виртуальные. Владислав Бессонов сомневается, что при административном ресурсе "тройки" регулятор сможет изменить ситуацию. Кстати, мобильные операторы уже заявили Минкомсвязи, что могут не успеть обеспечить возможность переноса номеров к декабрю.