Инвестиционные фонды рассчитывают, что создатели стартапов больше не будут работать с оглядкой на лидеров рынка и наконец придумают новый способ монетизации социальных сервисов.
Венчурные фонды (AddVenture, inVenture, Инвестиционный фонд
QD, ABRT), активно вкладывавшие в интернет-проекты суммы до $100 тыс, не
приостановили свою работу в этом году. Однако теперь, выбирая проект, достойный
инвестирования, они исходят из других соображений.
Эксперты исследовательского центра интернет-инкубатора
inVenture (дочерняя структура венчурного фонда Russian Media Ventures) одними из
первых представили свое видение развития ситуации в 2009 году.
«Деньги стали дороже. Но мы по-прежнему продолжаем
инвестировать. И планируем добавить в этом году к трем уже запущенным проектам
еще несколько. Правда, мы откажемся от совсем экспериментальных проектов, и от
попыток сыграть на росте рынка (то есть вложиться просто в перспективную нишу,
не имея в запасе уникальной и прорывной идеи)», - считают
аналитики inVenture.

Читайте также:
Стартаперы, время не ждет
Инвесторы заинтересованы в проектах, которые сумеют
взглянуть под другим углом на традиционную модель монетизации «вебдванольных»
сайтов.
«В ближайшем будущем выиграет тот, кто изобретет новые
способы монетизации социальных сервисов и сетей. Велика вероятность того, что
такой способ будет придуман не крупными игроками этого рынка. Так что инноваций
стоит ждать от стартапов», - говорит Дмитрий Репин, профессор ГУ-ВШЭ,
организатор конкурса «Бизнес инновационных технологий» в России.
В качестве примера использования нетрадиционной
бизнес-модели он приводит сайт «Мамба.ру». Владельцы портала, по его мнению,
совершили революцию, когда предложили использовать смс-сообщения для поднятия
анкеты в рейтинге на сайте знакомств. С тех пор мобильные микроплатежи стали
использовать как основной инструмент дохода социальных сетей и сервисов. Сначала
с их помощью продавали услуги для частных лиц (виртуальные подарки, рейтинг),
теперь переходят к работе с представителями бизнес-сообщества.
Ярким свидетельством этого тренда можно считать запущенный
на базе социальной сети «ВКонтакте.ру»
сервис таргетированной рекламы. В марте 2009 года пользователи сайта получили
право запускать собственные рекламные акции. По неподтвержденным данным, услугой
уже воспользовались более двух тысяч компаний, заинтересованных в продвижении
своих товаров среди 30-миллионной аудитории сайта.
«Правда сегодняшего дня состоит в том, что традиционные
рекламные модели приносят очень мало денег. Если твой сайт пока не может
похвастаться миллионной посещаемостью, не стоит рассчитывать на баннерную
рекламу. Например, модель монетизации нашего кросс-платформенного
гео-социального сервиса не предполагает продажу показов или кликов. Мы продаем
реальных покупателей для магазинов, которые работают в офлайне», - говорит
Сергей Денисюк, создатель проекта «Встречер».

В целом, задача руководителя интернет-проекта сейчас
сводится к тому, чтобы заставить не только пользователей, но и представителей
бизнеса с радостью платить за потребности и услуги, о которых ранее они даже не
подозревали.