Кризисные истории: как "цифра" чуть не убила Kodak

Первый тревожный звонок для производителя пленочных фотоаппаратов Kodak прозвучал в 2001 году. Настоящий кризис грянул через пару лет — компания стала терять рынок.

Первая цифровая фотокамера была собрана в 1975 году Стивеном
Сассоном, инженером Kodak. Никто тогда и не думал, что у четырехкилограммового
монстра с размером матрицы 100 на 100 пикселей будет какое–то будущее...
Мировой лидер фотографии Eastman Kodak чувствовал себя в
1980–1990–х годах неплохо. Мониторинг показывал, что большая часть потребителей
пользуется пленочными фотоаппаратами. Поэтому цифровую фотосъемку в Kodak
рассматривали только как нишу. Первый тревожный звонок прозвучал в 2001 году:
объем продаж пленочной техники снизился на 7%.
Это объяснили снижением туризма из–за бушевавшего тогда в
стране коровьего бешенства. Но в I квартале 2002 года объем продаж снизился уже
на 9%, а прибыль — на 73%. Долг компании к 2003 году достиг $3 млрд. И это
на фоне 70%–ного роста рынка цифровой фототехники.
Ситуация для Kodak осложнялась тем, что для цифрового фото
не так сильно нужна инфраструктура — сервисы проявки и печати, на которых
зарабатывал Kodak. Это позволило выйти на рынок компаниям, не занимавшимся ранее
фотобизнесом. Основные игроки — Kodak, Fuji, Agfa — теряют рынок.
В 2003 году Kodak переманивает Антонио Переса, руководившего
в Hewlett–Packard подразделением потребительских товаров. Он берется вывести
компанию из кризиса: пленочное подразделение становится донором для цифрового,
скупаются компании рынка цифровой фотографии не только бытового назначения, но и
в сфере здравоохранения и др.
Денег не хватает. Руководство Kodak идет на скандальный шаг:
оно снижает в 3 раза выплатудивидендов. Акции компании
падают. Агентство Standard & Poor’s опускает кредитный рейтинг до самого
низкого уровня. Но процесс уже пошел. Компания избавляется от производства
пленочных аппаратов, сконцентрировавшись на цифровых.
Параллельно происходит диверсификация. Создаются альянсы с
крупными игроками HT–рынка по производству электронной начинки. Kodak
нацеливается на массовый сегмент дешевых цифровых "мыльниц". И завоевывает его.
По итогам 2004 года Eastman Kodak вновь становится лидером
продаж, на этот раз уже цифровых фотоаппаратов в США.
Виктор Тамберг